Тренинги по продажам

Сфера торговли – одна из самых крупных по количеству рабочих мест. Зачастую она не требует профессионального образования, но при этом открывает большие перспективы для заработка и карьерного роста. Неудивительно, что тренинги по продажам для менеджеров разного уровня были и остаются в числе наиболее востребованных среди курсов дополнительного бизнес-образования.

Специфика

Участники тренинга по продажам смотрят на диаграмму

Программами по продажам занимаются как частные коучи, так и многочисленные центры дополнительного образования. Тема обычно понимается узко – как процесс взаимодействия с клиентом или покупателем, будь то отдельно взятый человек (B2C) или коммерческая компания, которой необходим поставщик (B2B). Чаще всего курсы посвящаются следующим вопросам:

  • Телефонные переговоры. «Холодные» и «горячие» звонки, общение с секретарём, выход на ЛПР (лицо, принимающее решение), создание базы номеров и работа с ней, способы договориться о встрече.
  • Возражения и отговорки. Корректная реакция на первоначальное нежелание собеседника сотрудничать. Ответы на характерные доводы типа «слишком дорого», «перезвоните через полгода», «не интересует».
  • Торговля через интернет. Привлечение покупателей через мессенджеры и социальные сети, разработка сайтов, продающие тексты, контент-планы, аналитические сервисы, таргетированная реклама, работа с комьюнити.
  • Презентация. Искусство правильно преподнести продукт или услугу и вызвать интерес со стороны покупателя, выбор аргументов, обсуждение цены, последовательность изложения, использование слов-триггеров.
  • Управление отделом продаж. Набор и обучение сотрудников, планирование, мотивация, аудит, автоматизация бизнес-процессов, анализ эффективности, внутренняя коммуникация, личностные качества руководителя.

По решению автора или желанию заказчика (если тренинг корпоративный) эти и другие родственные темы могут объединяться в рамках одной программы или же рассматриваться по отдельности на непродолжительных курсах – как правило, однодневных. Форма обучения встречается как очная, так и дистанционная. Если речь идёт о коллективном обучении, то под ним понимается выступление спикера с лекцией перед большой аудиторией (от десятков до сотен человек) или же занятия с группой до 15-20 слушателей. Во втором случае ведущие обычно включают в программу интерактивные игровые элементы, которые при обучении продажам весьма уместны, так как грамотное общение с клиентом требует навыков, а они вырабатываются лишь на практике. В этом смысле сугубо лекционные и видеокурсы при прочих равных условиях будут менее полезны, хотя общие правила можно изучить и на них.

Примеры содержания

Тренинги по торговле проводятся в России повсеместно, и многие из них друг на друга очень похожи. Возьмём для примера программу «Эффективные продажи» от компании Business Skills. Этот двухдневный очный курс рассчитан на продавцов-консультантов и состоит из 4-х разделов:

  • Приветствие и первый контакт с покупателем. Фразы, с которых целесообразно начинать диалог. Жесты, мимика и интонационная выразительность, правильная дистанция. Знакомство посетителя с ассортиментом. Когда лучше всего налаживать связь с посетителем. «Вам помочь?», «Что-нибудь подсказать?» и другие запретные реплики. Что делать, если человек отказывается от помощи консультанта. Раппорт и его основные каналы. Принцип SOFTEN: улыбка, открытая поза, наклон вперёд, дистанция, взгляд в глаза, кивок. Личный комплимент как жест, способствующий контакту.
  • Выявление потребностей. Модель нужд покупателя по Р. Шнаппауф: экономия, безопасность, удобство, надёжность, престиж. Вопросы со стороны продавца: сбор данных, уточнение, проверка понимания, подведение итогов. Виды вопросов и обстоятельства, в которых каждый из них уместен. Способы избежать эффекта допроса и наладить культурный диалог: small talk как преамбула, активное слушание и т. д. Скрытые потребности, их выявление, формирование и развитие, разговор о проблемах. Вопросы от клиента как источник дополнительных сведений о его нуждах. Метод «Вопрос, ответ, вопрос».
  • Презентация продукта. Модель «СПРОС»: ситуация (я понимаю потребности покупателя), предложение (идея, чем я могу помочь), результат (выгода для клиента), обоснование (логические аргументы, плюс эмоциональная поддержка), следующие этапы (закрытие сделки, договорённости). Фразы, помогающие окончательно сформулировать потребности. Презентация выгод и сильный акцент на нужды. Логический или эмоциональный подход в зависимости от психотипа собеседника. Апелляция к рацио: выгода от покупки, престиж, комфорт, эстетика и т. д. Обращение к чувствам: энтузиазм консультанта, жесты и мимика, наглядность, метафоры, байки и т. п. приёмы. Влюблённость продавца в продукт как сильнейший эмоциональный аргумент. Сопутствующие предложения. Завершение покупки, работа с кассой или сопровождение до неё, прощание.
  • Ответы на возражения и разрешение конфликтов. «Правило четырёх П». «Пойми»: активно слушать, искать точки соприкосновения, пытаться понять подлинные мотивы покупателя. «Прими»: открыто признать за собеседником право на собственное мнение, мысли и эмоции, свести на нет или уменьшить раздражение клиента, если оно есть. «Присоединись»: согласиться с клиентом, разделить его эмоции, найти общие ценности и заявить о них, дать покупателю понять, что вы свой, пусть и другой, постараться вызвать его симпатию. «Переоцени»: совместный рефрейминг (смена рамок), модель потребностей по Р. Шнаппауфу, принцип «зато». Действенные способы реагировать на возражения: «Да, но при этом…», «Именно потому…», «Давайте сравним», перефразирование, вопрос и пр. Возможные конфликты: недовольство магазином, консультантом или другим сотрудником, товаром, неадекватные требования со стороны клиента. Правила поведения при разногласиях: вежливость, привлечение администрации, запретные фразы, признание права собеседника на собственное мнение.

Курс очный и рассчитан на небольшую группу участников – до 16 человек. Общая продолжительность обучения – 18 астрономических часов, в которые входят перерывы на обеды и кофе-брейки.

Ещё один пример – программа «Менеджер по продажам», которую проводит учебный центр «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана. Курс продолжительностью 40 академических часов включает в себя 12 разделов:

  • Должность менеджера по продажам. Роль, функции, профессиональные стандарты. Азбука маркетинга. Специфика работы в разных сегментах: B2B, B2C, сфера услуг и т. д. Личная эффективность продавца, его основные компетенции и их диагностика.
  • Алгоритм продажи. Цикл, этапы. Практика: моделирование процесса.
  • Клиентоориентированный подход. Основы, подстройка под покупателя, типы клиентов и выбор соответствующего стиля поведения, как определить тип покупателя. Деловая игра.
  • Поиск покупателей. Портрет потребителя, целевая аудитория. Алгоритмы поиска, создание клиентских баз, связи с общественностью как способ привлечь внимание, CRM, нетворкинг и веб-ресурсы. Практикум: описание потребностей клиента и целевой группы.
  • Телефонные продажи. Подготовка к «холодному» звонку (стандартные аргументы, фразы, тактики). Сценарии телемаркетинга. Психологическая готовность, настройка на успех. Создание базы покупателей: где найти исходные номера и как начать работу. Первичный контакт с собеседником: как «закинуть крючок» и вызвать у человека интерес. Выявление ЛПР. Как справиться с первоначальным сопротивлением: «ничего не надо», «всё есть», «пришлите предложение по электронной почте» и т. д. Барьер в виде секретаря. Сообщение на автоответчик. Управление инициативой в диалоге: как подвести собеседника к нужному решению. Презентация продукта, распространённые ошибки. Вопрос как средство убеждения. Закрытие сделки. Практикум.
  • Установление контакта. Вербальные и невербальные способы коммуникации. Конкретные приёмы: знакомство, комплимент, подарок, рекомендация и другие виды вступлений. Техника small talk. Особенности приветствия в разных культурах.
  • Выяснение потребностей в сегментах B2B и B2C. Умение спрашивать, активное слушание, способы узнать нужды и интересы покупателя, «воронка» вопросов, осознаваемые и неосознаваемые потребности, метод СПИН.
  • Презентация решения. Свойства продукта, его преимущества и выгода для покупателя. «Вы-позиция», усиление аргументов. Особенности статуса клиентов. Ответы на вопросы в ходе презентации.
  • Закрытие сделки. Признаки готовности покупателя. Приёмы.
  • Сервис и послепродажное обслуживание как стратегия. История и культурные особенности сервиса. Имидж компании. Жалобы. Практика: создание сервисных стратегии для определённого вида бизнеса.
  • Технологии обслуживания. Замысел и оценка его потенциальной эффективности. Сайт компании: его основные задачи, создание, электронные продажи. Телефонные переговоры с клиентами: схемы приёма звонков, правила общения для персонала. Организация пространства внутри компании (для работников и посетителей). Практикум: анализ реально существующих примеров качественного обслуживания.
  • Развитие сервиса. Учёт факторов: ожидания клиента, его удовлетворённость, результаты прямых опросов, жалобы. Программы лояльности: задачи, особенности разработки, примеры. Предпосылки для развития сервиса: недостаточная удовлетворённость потребителей и персонала, исправление существующих ошибок. Практика.

Программа не требует предварительной подготовки, а по её окончании слушателям выдаются свидетельства. Также этот тренинг можно пройти в качестве курса повышения квалификации и получить соответствующее удостоверение, но в этом случае участнику понадобится диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Подборка тренингов

Поскольку образовательных программ для менеджеров по продажам очень много, а оценить их качество заочно невозможно, составить хоть сколько-нибудь объективный рейтинг таких курсов будет также затруднительно. Поэтому в таблице ниже мы собрали лишь несколько примеров тренингов от наиболее известных школ и частных коучей.

Название Организатор Форма обучения Краткое описание Цена, рублей
«Управление продажами» Skillbox Онлайн (видеокурс)

Четырёхмесячный курс от одной из крупнейших коммерческих образовательных платформ Рунета, рассчитанный на будущих или начинающих руководителей отделов продаж. В программе:

  • увеличение показателей;
  • управление командой;
  • мотивация персонала;
  • внедрение CRM;
  • взаимодействие с руководством компании.
В общей сложности курс включает в себя 11 модулей. Теоретический материал подаётся в форме видеозаписей, но удалённое общение с преподавателем также предусмотрено.
46 200, возможна рассрочка
«Передовые практики продаж» «Нетология» Онлайн

Двухмесячная программа для начинающих. Обучение проходит в форме видеолекций и онлайн-воркшопов, на которых слушатели под руководством педагогов учатся применять знания на практике. Доступ к каждому новому разделу участники получают по расписанию. Блоков всего 3, но каждый посвящён глобальной теме:

  • общению с клиентами и сделкам;
  • прямым продажам;
  • дополнительным инструментам менеджера.
В конце участник защищает дипломный проект, промежуточные практические задания также предусмотрены. В любое время можно обратиться за помощью к координаторам и общаться с однокурсниками в отдельном Телеграм-канале.
33 750
«Продажи в условиях жёсткой конкуренции» Владимир Якуба Очная

Тренинг от одного из самых известных бизнес-спикеров России, специализирующихся на технологиях продаж. Однодневная программа включает в себя следующие темы:

  • телефонные переговоры;
  • работа через рекомендации;
  • личные продажи;
  • ответы на возражения и противодействие манипуляциям;
  • личный бренд менеджера;
  • мотивация.
В курсе есть как лекционная часть, так и практикумы.
По запросу
«Холодные звонки» Евгений Жигилий Очная или онлайн Спикер, прославившийся благодаря литературе и авторским тренингам по телефонным продажам и переговорам. Программу можно пройти очно или в форме вебинара и даже заказать индивидуальный коучинг по теме. Занятия посвящаются планированию удалённых продаж, общению с секретарями и ЛПР, первому впечатлению, видам холодных звонков, ответам на типичные возражения, оценке эффективности. Очно – от 12 000, онлайн – по запросу
«Гуру продаж» Сергей Филиппов Онлайн

Дистанционный курс от знаменитого бизнес-тренера. В программе:

  • холодные звонки;
  • общение с ЛПР;
  • возражения;
  • презентации;
  • выявление потребностей клиента;
  • переговоры;
  • личные встречи;
  • мотивация в отделе продаж;
  • планирование;
  • преодоление страхов.
Обучение проходит под контролем автора и его коллег. Они проверяют домашние задания, комментируют их, отвечают на вопросы и открывают доступ к каждому последующему модулю.
9500

Сегодня в России предлагается множество образовательных программ для работников торговли. Учебные заведения и частные коучи проводят тренинги для менеджеров, продавцов, консультантов и руководителей отделов продаж. Несмотря на то, что выше приводились примеры исключительно коммерческих курсов, заниматься в ряде случаев можно даже бесплатно, хотя в основном речь идёт о доступе к видеозаписям очных лекций и вебинаров.

Автор статьи:

Материал обновлен: 03.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения