Тренинги по деловому общению

Поскольку любой бизнес строится на непрестанном взаимодействии между людьми, коммуникативные навыки относятся к числу важнейших как для руководства, так и для рядовых сотрудников. Тренинги по деловому общению помогут обрести уверенность при контактах с коллегами, клиентами и партнёрами, научат избегать конфликтов и вести диалог приятным для обеих сторон образом.

Специфика

Классические курсы по деловой коммуникации по своей сути близки к социально-психологическим тренингам, основная задача которых не рассказать, а научить – как правило, с помощью игр и упражнений. С другой стороны, существуют и лекционные программы, в том числе дистанционные, где слушателям объясняют ключевые принципы межличностного общения. Цели у тех и других курсов одинаковы:

  • помочь преодолеть страх публичных выступлений и коммуникации как таковой;
  • научить работать с возражениями, находить нужные аргументы, делать собственную речь убедительной;
  • привить культуру уважительного общения, показать на примерах его эффективность в решении задач бизнеса;
  • объяснить особенности удалённого взаимодействия – деловой переписки, телефонных разговоров, онлайн-конференций;
  • выработать привычку самостоятельно справляться со стрессом при встрече с агрессивно настроенным собеседником и сохранять внутреннее равновесие.

В зависимости от того, какому именно аспекту коммуникации посвящена программа (ораторскому искусству, риторике, конфликтам, деловым переговорам и т. д.), вести её могут филологи, психологи, бизнес-тренеры или менеджеры по работе с персоналом. Большинство очных тренингов рассчитаны на 1-2 дня, то есть на 8–16 учебных часов. Курсы повышения квалификации, где упор обычно делается на теорию, могут быть и более продолжительными.

Примеры содержания

Деловые люди общаются.Дабы понимать, что именно предстоит изучать на тренингах по общению, разберём два из них. Первый проходит в учебном центре «Академия PwC» и называется «Эффективная деловая коммуникация». Курс длится 2 дня (18 академических часов). Вниманию слушателей предлагается 8 тем:

  • Значение коммуникации в бизнесе. Понятие и цель делового общения. Стратегия эффективного сотрудничества в долгосрочных партнёрских отношениях.
  • Коммуникативные трудности. Разновидности информационных искажений. Препятствия при общении и способы их преодолеть.
  • Оценка собственных коммуникативных способностей. Заполнение опросника. Определение своих возможностей и зон развития.
  • Установление контакта – 1-й этап коммуникации. Как расположить собеседника к себе и вызвать его доверие. Создание благоприятной атмосферы.
  • Получение нужных сведений. Какие вопросы следует задавать собеседнику. Распространённые ошибки спрашивающего. Показатели мотивов. Активное слушание, способность слышать.
  • Эффективная аргументация. Как сформулировать преимущества коммерческого предложения с оглядкой на потребности клиента. «Ведение» собеседника с помощью «круга аргументов». Особенности «языка пользы». Метод «Проблема, решение».
  • Общение в сложных обстоятельствах. Установки, полезные при встрече с агрессором. Как правильно реагировать на деструктивную критику и оскорбительное поведение. Правила отказа.
  • Заключительный этап коммуникации. Поддержание контакта, создание перспектив. Итоги обучения.

Эта программа относится к числу лекционных, игровые методики на ней не используются. В таком подходе есть существенное преимущество: курс можно пройти не только очно, но и дистанционно, без отрыва от работы.

Ещё один тренинг – «Эффективная письменная коммуникация» – проходит в учебном центре «Специалист» Бауманского университета. Несмотря на куда более узкую тему, чем в предыдущем примере, длится он лишь немногим меньше – 16 академических часов. За это время слушатели изучают 5 разделов:

  • Современные и традиционные технологии письменных коммуникаций. Базовые принципы коммуникативного процесса. Типы письменных сообщений и возможные каналы передачи. Этика переписки. Распространённые барьеры. Практикум.
  • Основные правила переписки. Персонализация, принцип KISS, краткость, ясность изложения, цельность и связность, тональность, такт, проблема дискриминации. Секреты удобочитаемости. Использование изображений. Грамотность как визитная карточка автора. Элементы оформления. Практическая часть: разбор распространённых ошибок в письменных сообщениях, упражнение «Новая сказка».
  • Как составить и правильно оформить письмо. Типы деловых писем. Возможные структуры, стили, варианты оформления. Виды сообщений с точки зрения их содержания: положительные, нейтральные, отказы, нехорошие новости. Претензии, жалобы. Убеждающие (рекламные и т. п.) письма. Анкеты и опросники. Частная и международная переписка в деловой сфере. Практикум: анализ распространённых ошибок при составлении и оформлении письма.
  • Отчёт как разновидность письменной коммуникации. Выбор типа делового отчёта. Краткие и развёрнутые формы, возможные структуры. Ориентация на читателей. Язык, стиль, правила оформления. Практикум: разбор распространённых ошибок.
  • Документооборот компании. Виды внутренней документации. Правила составления служебных записок. Сообщения, отправляемые через электронную почту. Подготовка инструкций и организационных документов. Практикум: расхожие ошибки, упражнение «Инструкция для блондинки».

В отличие от своего предшественника, этот курс включает в себя не только теорию, но и практику. Для развития навыков особенно полезны деловые игры, входящие в программу наряду с другими упражнениями.

Подборка тренингов

Если вас интересуют тренинги по деловому общению, найти их труда не составит: учебные центры есть во всех крупных городах, а онлайн-обучение доступно повсеместно. Мы же собрали несколько примеров тренингов для ознакомления.

Название Организатор Форма обучения Краткое описание
«Эффективное деловое общение» «Мастер-класс» Очная Однодневный тренинг в открытом или корпоративном формате, посвящённый устной коммуникации при переговорах, в том числе телефонных. Программа стандартная: правила аргументации, эмоциональное равновесие, этика, этапы диалога, противодействие манипуляциям и т. д.
«Тренинг делового общения» «Король говорит!» Очная Курс в основном посвящён ораторскому искусству и на 80% состоит из упражнений. Участники научатся находить общий язык с разными типами собеседников, аргументировать и отстаивать собственное мнение, использовать «мотивационные кнопки», решать конфликты. Ведущие – Владимир Шопинский (профессиональный спикер) и Дмитрий Макеев (диктор, тренер по развитию речи). Занятия проходят дважды в неделю на протяжении месяца. Общая продолжительность – 16 астрономических часов.
«Искусство коммуникации» Skillbox Онлайн Курс из 40 видеоуроков (8 модулей) со своеобразной программой. В частности, в неё входят основы межкультурной коммуникации и лидерства. Обучение заканчивается защитой дипломного проекта, предусмотрены промежуточные задания. Преподаватели: Елена Гапоненко (коуч, специалист по личностному росту), Анна Стогова (эксперт в области мотивации) и Алексей Стогов (психолог, бизнес-тренер).
«Эффективное общение» «Базис» Очная или онлайн Однодневный (8-часовой) тренинг посвящён практике публичных выступлений. Ведущие: Игорь Мосцеев (педагог-психолог, лингвист, магистр делового администрирования, бизнес-тренер), Ирина Розанова (психолог, бизнес-тренер), Ирина Захарова (кандидат философских наук, коуч), Наталья Бурмистрова (психолог, экономист, специалист по работе с персоналом).
«Мастерство делового общения» «Дитад» Очная или онлайн Однодневный тренинг (7 астрономических часов) посвящён нормам речевой культуры, слушанию и говорению, способам общения в деловой среде. Ведущие: Алевтина Рогова (специалист в сфере бизнес-коммуникации и делового протокола, преподаватель-филолог) и Татьяна Тетерина (бизнес-тренер, учитель риторики).

Значение развитых коммуникативных навыков трудно переоценить. В бизнесе от них косвенно зависит успешность как отдельных работников, так и компаний в целом. Тренинги по деловому общению содержат в себе полезные сведения и упражнения, которые помогут изъясняться грамотно, красиво и корректно. Такие программы будут полезны любым сотрудникам, включая руководителей высшего звена.

Часто задаваемые вопросы

Что такое тренинг по деловому общению?

Это программа обучения, нацеленная на развитие навыков эффективной коммуникации в профессиональной среде, включая взаимодействие с коллегами, клиентами, партнерами и другими участниками делового процесса.

Какие темы обычно затрагиваются?

Тренинги по деловому общению рассматривают такие темы, как активное слушание, умение задавать правильные вопросы, убеждение и аргументация, навыки публичных выступлений, управление конфликтами.

Сколько длится стандартный курс?

Длительность программ может варьироваться от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от структуры курса и учебного заведения.

Предоставляются ли сертификаты после окончания?

В большинстве случаев участники тренинга получают сертификат о прохождении курса, подтверждающий их новые навыки в области делового общения.

Автор статьи:

Материал обновлен: 20.10.2023 г.

Отзывы и обсуждения