Бизнес-тренинги и курсы

На Западе курсы для сотрудников коммерческих организаций и частных предпринимателей появились ещё в середине прошлого века, в Россию же мода на такие мероприятия пришла по понятным причинам гораздо позже, лишь в последние пару десятилетий. Курсы и тренинги призваны сделать бизнес более эффективным, то есть, в конечном счёте, привести к росту доходов. Заманчивость подобной перспективы и делает так называемый коучинг востребованным на современном рынке образовательных услуг.

Разница между бизнес-тренингами и курсами

Оратор выступает на бизнес-тренинге перед аудиторией

Сам коучинг – разновидность бизнеса, а потому и занимаются им обычно коммерческие компании или частные специалисты. Как правило, предлагаются занятия двух видов: курсы и тренинги. Первые организуются по наиболее привычному для всех принципу: преподаватель (хотя правильнее было бы сказать «ведущий») выступает перед аудиторией с лекцией на определённую тему, связанную с предпринимательством. Такие занятия часто проходят в онлайн-режиме, потому что активное взаимодействие между лектором и слушателями здесь не требуется. Очные курсы могут быть более или менее интерактивными, но главный принцип остается неизменным: ведущий информирует людей – рассказывает, показывает и отвечает на вопросы.

Слово «тренинг» происходит от английского «training», то есть «тренировка». Главное на занятиях этого типа – действие, в которое вовлечены все участники. Ведущий же выполняет роль не столько информатора, сколько направляющего. В узком смысле тренинг – это ролевая игра, в ходе которой люди вырабатывают полезные для их дела навыки – продаж, общения с начальством или подчинёнными, работы с клиентами, деловых переговоров. Такая форма подготовки крайне важна для тим-билдинга – создания сплоченной, эффективной и целеустремленной команды, где участники заинтересованы в развитии коммерческой компании, на которую все они работают. Именно поэтому тренинги особенно востребованы в организациях, и наиболее крупные фирмы даже нанимают штатных коучей для обучения сотрудников.

Курсы и тренинги бывают как индивидуальными, так и групповыми. В первом случае коуч общается с клиентом тет-а-тет и потому при необходимости может подстроить занятие под его нужды и психологические особенности. И всё же наиболее распространено обучение в группах, состоящих либо из людей, которые друг с другом не связаны и не знакомы, либо из сотрудников одной и той же компании.

Виды, темы и целевая аудитория

Строго говоря, деловые тренинги и курсы – лишь одни из нескольких разновидностей обучения для сотрудников коммерческих компаний и частных предпринимателей. Именно такие занятия направлены непосредственно на повышение эффективности работников, но есть и программы – например, личностно-развивающие или образовательные, – призванные повлиять на успешность организации и её персонала косвенно. Конечная цель у всех этих курсов одна: помочь фирме или отдельно взятому человека достичь финансовых высот. Тематическое разнообразие обучающих программ колоссально, особенно если говорить о курсах, то есть лекционных занятиях. Они посвящаются финансовой грамотности, открытию бизнеса, различным аспектам маркетинга, правилам создания продающих сайтов, управлению проектами, стартапам, рекламе – словом, всему, что имеет хоть какое-то отношение к коммерческому развитию. Тренинги благодаря их практической направленности классифицировать проще. Вот их наиболее распространённые темы:

  • Управление, наставничество. Занятия для менеджеров разного уровня, где их учат принимать верные и своевременные решения в нестабильных условиях, грамотно руководить подчинёнными.
  • Тайм-менеджмент. Исходная идея заключается в том, что умение правильно распоряжаться собственным временем и разумно организовывать рабочий день – один из ключей к успеху в бизнесе.
  • Разрешение конфликтов. Занятия для специалистов по управлению персоналом, менеджеров по работе с клиентами и руководителей, которые хотят научиться урегулировать споры при общении с подчинёнными и партнёрами.
  • Подбор персонала. Тренировка для сотрудников кадровых отделов и частных предпринимателей, пользующихся услугами наёмных работников. Участников учат правильно вести собеседования, распознавать характеры людей по невербальным признакам, выявлять сильные и слабые стороны кандидатов.
  • Управление изменениями. Рынок – среда неустойчивая. Чтобы удержаться на плаву, предпринимателю необходимо научиться приспосабливаться к постоянно обновляющимся условиям игры и использовать перемены себе во благо.
  • Стресс-менеджмент. Поскольку коммерческая деятельность всегда связана с рисками, стрессоустойчивость для сотрудника любого уровня чрезвычайно важна. Не случайно это качество часто фигурирует среди требований к кандидатам на должности. В ходе тренинга люди учатся избавляться от напряжённости и эффективно работать в психологически сложных условиях.
  • Продажи. В конечном счёте любой бизнес строится на сбыте товаров и услуг, и умение грамотно их презентовать важно как для руководителей, так и для сотрудников, которые взаимодействуют непосредственно с клиентами. Благодаря распространённости агрессивного маркетинга, тренинги эффективных продаж пользуются большим спросом.
  • Коммуникация. Предприниматели и работники компаний учатся вести переговоры с партнёрами или клиентами, осваивают деловой этикет и отрабатывают полученные знания в ходе упражнений, моделирующих те или иные рабочие ситуации.

Поскольку бизнес-курсы и тренинги – сами по себе мероприятия коммерческие, у них есть своя целевая аудитория, которая обычно легко определяется по заявленной теме. Например, программы «Стратегическое планирование» и «Корпоративная культура: управление через ценности» подойдут руководителям, «Тактические продажи» и «Работа с возражениями» – менеджерам по работе с клиентами, «Архитектура времени» и «Семь источников энергии в работе» – всем сотрудникам без исключения. Так как спрос на услуги коучинга крайне высок, рынок перенасыщен, поэтому при желании любой человек, стремящийся к повышению собственной эффективности и, как следствие, заработка, найдёт себе подходящую программу.

Достоинства и недостатки

Основное преимущество курсов и тренингов в том, что на них можно быстро перенять опыт успешных бизнесменов, а также научиться преодолевать препятствия, с которыми постоянно сталкивается наёмный сотрудник или предприниматель в ходе своей работы. Интенсивность особенно характерна для тренингов: такие программы всегда насыщенны и продолжаются недолго – как правило, 1-2 дня. Курсы могут включать в себя цикл из нескольких десятков занятий, но даже в этом случае дольше трёх-четырёх месяцев обучение длится редко.

Тренинги хороши тем, что они, как и сам бизнес, строятся на взаимодействии между людьми, а ситуации, которые моделируются на практических занятиях, можно воспринимать как спектакль без возможности провала. Поскольку все действия, что совершают участники в ходе инсценировок, анализируются, люди получают возможность понять, как их поведение воспринимают окружающие, чтобы при необходимости его скорректировать. В повседневности такой шанс выпадает редко, особенно если человек не склонен к рефлексии. Тренинг основан на общении, межличностном контакте, поэтому он может быть полезен людям закрытым, замкнутым. Если занятия ведёт профессиональный психолог, то теоретически он способен помочь участнику избавиться от внутренних зажимов и страхов, мешающих ему в работе. Но здесь же кроется и опасность: далеко не каждому пойдёт на пользу публичное разоблачение. Любой тренинг требует от участников «психологического эксгибиционизма», без которого личностная и поведенческая коррекция просто невозможна. При этом на такие мероприятия сотрудники зачастую приходят не по собственной инициативе, а по воле руководства. Для коучей же эти занятия – способ заработка, поэтому предварительной диагностикой участников они в подавляющем большинстве случаев заниматься не будут и начнут работать по общей схеме с каждым, кто к ним придёт, не отвечая за возможные отрицательные последствия.

Поскольку разговор уже зашёл о недостатках, стоит добавить, что львиная доля таких образовательных программ скопирована с западных аналогов без какой бы то ни было адаптации к российским реалиям. Для неё потребовались бы долгие сравнительные исследования, тогда как коучи в большинстве своём занимаются тем, чему учат своих клиентов: зарабатывают деньги.

Говоря непосредственно о тренингах, стоит отметить непродолжительность их эффекта. Они действительно способны мотивировать сотрудника, вызвать в нём здоровый азарт и вдохновить на новые свершения. Такой эффект достигается за счёт атмосферы принятия, поддержки и взаимопонимания, которую стремится искусственно создать тренер. Но программа заканчивается, человек снова погружается в каждодневную рутину, и вскоре от его энтузиазма не остаётся и следа. В этом заключается ещё одна опасность тренинга: желая вновь испытать однажды пережитый эмоциональный подъём, человек нередко возвращается к коучу, как наркозависимый к торговцу «кайфом». В лучшем случае этот эффект может быть случайностью, в худшем – результатом осознанной манипуляции. Но даже если абстиненции, «ломки» не возникнет, велика вероятность, что незакреплённый навык (а иным он быть и не может ввиду непродолжительности обучения) участник быстро потеряет. Отчасти поэтому наиболее состоятельные компании предпочитают иметь коуча в штате: чтобы положительный эффект сохранялся, проходить тренинг нужно регулярно.

Завершая разговор о достоинствах и недостатках бизнес-тренингов и курсов, стоит упомянуть, что сама эффективность подобных мероприятий – вопрос открытый. Поскольку государственной аккредитации коучинговые компании не получают, да и лицензию должны иметь лишь тогда, когда выдают участникам своих программ свидетельства или сертификаты, ни о каком серьёзном контроле над содержанием такого обучения речи не идёт. Гарантии, о которых часто заявляют бизнес-тренеры в рекламных объявлениях, существуют лишь на словах. Сами фигуры коучей – не столько реальные личности, сколько тщательно обработанный маркетинговый продукт. Большинство таких специалистов, будь то частные тренеры или сотрудники специализированных организаций, создают вокруг себя ореол успешности, который на поверку вполне может оказаться фикцией. Это не значит, что каждый бизнес-тренер – мошенник, хоть убеждённые противники коучинга и придерживаются именно такого мнения. Всё вышесказанное свидетельствует лишь о том, что к выбору курса стоит отнестись внимательно.

Как выбрать хороший тренинг

Популярность коучинга обернулась тем, что на рынке появилось огромное количество сомнительных организаций и частных предпринимателей, которые пользуются, с одной стороны, востребованностью подобных услуг, с другой – отсутствием чётких критериев их эффективности. Чтобы не стать жертвой мошенников и как минимум не потратить деньги напрасно, при поиске курса стоит обращать внимание на следующие факторы:

  • Открытость. Одна из самых распространённых уловок некомпетентных коучей в том, что они преподносят свою программу и методику работы как некую тайну, в которую готовы посвятить лишь тех, кто согласится прийти на их занятия – естественно, после оплаты. Отсутствие конкретики – самый явный признак обмана, и это касается в том числе «послужного списка» самого тренера. Чем больше проверяемых данных о себе он сообщит, тем лучше. Например, если ведущий курса преподносит себя как успешного бизнесмена, то имеет смысл поинтересоваться названиями его проектов. Основные сведения об организациях находятся в свободном доступе, поэтому пространный ответ или ссылка на фирму, достаточных сведений о которой в интернете не найдётся – повод насторожиться.
  • Гибкость, клиентоориентированность. Тренер, который действительно заинтересован в том, чтобы просвещать и развивать, всегда подстраивается под особенности тех, кто к нему обращается. Готовность к диалогу особенно легко проверить корпоративным клиентам. Хороший признак – желание предварительно обсудить с заказчиком задачи обучения, узнать специфику его организации, скорректировать программу согласно его нуждам и пожеланиям. Недобросовестные коучи, как правило, предлагают неизменяемую заготовку, потому что любая подстройка требует времени и труда. Кроме того, надёжные фирмы часто оказывают поддержку по окончании занятий и предлагают долгосрочное сотрудничество.
  • Достойная презентация. Поскольку интернет – основной канал, по которому коучинговые компании распространяют сведения о своих услугах, важно обращать внимание на то, как они это делают. Начать стоит с элементарного: проверить название фирмы через Гугл или Яндекс. Если официальный сайт окажется в топе, то это значит, что поисковой оптимизации компания уделяет достаточно внимания, и перед вами по крайней мере не «однодневка». Прежде чем изучать содержимое веб-сайта, обратите внимание на уровень его домена: серьёзная организация вряд ли станет базироваться на бесплатном хостинге типа narod.ru или ucoz.ru. Непрофессионально сделанный сайт отличает отсутствие общего стиля, безграмотность текста, небрежное оформление. Но главное – содержание. Обилие кричащих заголовков и рекламных штампов («номер 1 в мире», «самый успешный в России» и т.п.) – повод насторожиться. Также не заслуживает доверия навязчивая апелляция к авторитету коуча, поскольку рекламируемая фигура вполне может оказаться «мыльным пузырём». Гораздо важнее описание методов работы и алгоритмы решения распространённых задач.

Наконец, важно понимать, что обучение, в том числе методом тренинга, всегда требует напряжения. Если занятие или встреча, на которую вы пришли, походит на весёлое шоу и строится на постоянном обращении к эмоциям участников, пользы от такого мероприятия, скорее всего, не будет. «Мотивирующие» рассказы об успехе не требуют труда, потому и заманчивы для публики. Лучшие, действительно заслуживающие внимания бизнес-тренинги и курсы, вовлекают участников в работу, а не развлекают их.

Автор статьи:

Материал обновлен: 26.11.2020 г.

Отзывы и обсуждения