Тренинги по B2B-продажам

В торговле выделяются два наиболее крупных сектора – сбыт товаров (услуг) организациям и частным покупателям. Работа в каждой из этих областей имеет свои сложности, и их всегда учитывают организаторы курсов дополнительного образования. Менеджерам, которые ищут клиентов среди юрлиц, подойдут тренинги по продажам в сегменте B2B. О них и пойдёт речь далее.

Специфика

Надпись В2В

B2B – сокращение от английского business to business. Главная особенность этого вида продаж в том, что в качестве покупателя выступает не отдельно взятый человек, а целая организация, подчас крупная, или индивидуальный предприниматель. Отсюда и особенности B2B по сравнению с рынком конечного потребителя (B2C). Обычно у заказчиков складываются многолетние отношения с поставщиками, и менеджеру, который предлагает собственный продукт в качестве альтернативы, приходится подбирать веские аргументы, чтобы объяснить потенциальному клиенту, почему тот должен отказаться от проверенного партнёра. Кроме того, продавцу зачастую приходится иметь дело не с одним-единственным представителем компании, а с целой цепочкой персонала, в которую входят высшие руководители, финансисты, производственники – словом, совершенно разномастные сотрудники, иногда с противоречащими друг другу интересами и требованиями. Наконец, сложность в том, что клиент из сферы предпринимательства обычно прекрасно разбирается в предмете сделки, может знать товар куда лучше продавца, а решения принимает, руководствуясь прагматикой, но не эмоциями. Понимая эти и другие особенности B2B-сектора, авторы образовательных программ, как правило, включают в курсы по теме следующие специфические разделы:

  • «особенности бизнесменов как целевой аудитории»;
  • «выход на ЛПР (лицо, принимающее решения)»;
  • «преодоление преграды в виде секретаря»;
  • «налаживание долгосрочных партнёрских отношений» и др.

В то же время на подобных тренингах обязательно освещаются темы, общие для всех курсов по продажам. Слушателей учат правильно общаться с клиентом, выявлять его потребности, представлять продукт или услугу (навык презентации), отвечать на возражения, иногда – сохранять собственную мотивацию и эмоциональную устойчивость. Обучение организуют как учреждения дополнительного образования, так и многочисленные независимые коучи. Программы бывают очные и дистанционные, но первые предпочтительны, так как строятся чаще всего на практических заданиях, в то время как на удалённых занятиях больше внимания уделяется теории.

Примеры содержания

Предложений для слушателей, интересующихся темой, в российском дополнительном образовании предостаточно. Рассмотрим пару примеров. Первый – тренинг «Активные продажи на B2B-рынках» от бизнес-школы SRC (Москва). Курс включает в себя 10 разделов:

  • Поиск сведений о потенциальных покупателях. Где искать информацию о возможных клиентах и что именно нужно о них узнать.
  • Оценка перспективности. Какие компании относятся к вашей целевой аудитории. Кому из персонала можно задать вопросы о потенциале организации и под каким предлогом это сделать. Как быть, исходя из полученных данных.
  • Холодный звонок. Превращение секретаря в союзника. Способы очаровать собеседника с самого начала диалога. Как рассказать о выгодах для покупателя по телефону. У каких работников можно поинтересоваться о реальном положении дел с закупками, чтобы избежать дезинформации. Как справиться с первоначальным сопротивлением (возражениями типа «ничего не нужно», «уже есть поставщик» и т. п.). Как условиться о дальнейшем взаимодействии (коммерческое предложение, заявка, личная встреча, оценка образцов).
  • Схема принятия решений в компании. Как о ней узнать. «Карта» организации, роли персонала, связанного с закупками. Работа с учётом интересов различных сотрудников (снабженцев, руководителей, маркетологов и пр.), способных повлиять на итоговое решение. На кого из них обращать внимание в первую очередь, как пробудить потребность в своей продукции.
  • Очная встреча. Эффективное общение в условиях командировки. Перехват инициативы при разговоре с ЛПР. Сведения о потребностях собеседника и нуждах его компании как точка опоры. Рассказ о преимуществах с оглядкой на заранее известные критерии оценки поставщика. Способы выделиться из множества компаний-конкурентов.
  • Увеличение ценности предложения. Как сделать продукт значимым для клиента. На какие точки давить, представляя товар (услугу). Цена покупки и стоимость использования: есть ли возможность сэкономить, приобретя дорогой продукт. Фактор цены при запланированных и незапланированных покупках.
  • Зависимость покупателя от цены. Когда именно фактор цены выходит на первый план в ходе принятия решения. Способы выяснить, зависит ли клиент от цены. Какой может быть его выгода при утвердительном и отрицательном ответе
  • Ценовые возражения. Их причины (нехватка средств, желание получить скидку, незнание рынка и т. д.) и соответствующая реакция. Как оправдать высокую цену, отделив себя от конкурентов. Как быть, если возражение используется лишь в качестве отговорки.
  • Обсуждение цены. Подготовка: положение дел в компании покупателя и особенности взаимоотношений с ним, верхний и нижний пределы торга и условия для него, связь цены с другими факторами. Приёмы аргументации: переговорная позиция, увеличение ценности, учёт мотивов клиента. Преодоление манипуляций. Секреты торга. Как стимулировать собеседника.
  • Бонусы. При каких обстоятельствах целесообразно предлагать личные бонусы – например, подарки. Типология клиентов с точки зрения реакции на подобную инициативу. Бонусная программа, кого она заинтересует. Поиск скрытых мотивов покупателя. Как пол и возраст ЛПР определяют его мотивацию. Влияние с учётом психологических особенностей партнёра.

Курс очный и рассчитан на 2 дня – 16 астрономических часов с учётом обедов и кофе-брейков. Слушатели с дипломами о среднем или высшем профобразовании в дополнение к свидетельствам об окончании получают удостоверения о повышении квалификации.

Следующий пример – онлайн-курс «Продажи B2B» от бизнес-тренера Николая Лукши. В программу входят 8 вебинаров, каждый из который посвящён отдельной теме:

  • Система B2B-продаж. Покупатели, конкуренты, поставщики и их влияние на работу торговой компании. Конвейер продаж: переход от экспромтов к отлаженной технологии. Факторы, способствующие успешной работе.
  • Ключевые клиенты в сегменте B2B. Профиль покупателя, по каким критериям следует выбираться клиентов. Сегментация целевой аудитории и базы данных. Внешние признаки «многообещающего» клиента.
  • «Анатомия» покупателя. Потенциал, бюджет компании-клиента и схема, по которой в организации принимаются решения. Мотивы и полномочия ЛПР.
  • Анализ конкурентов. Основы. SNW. Преимущества нашей компании и инструменты, с помощью которых клиент её оценивает. Интересы сторон.
  • Холодные звонки. Определение целей, назначение встречи. Секреты телефонных продаж. Скрипты. Выявление потребностей, искусство правильно задавать вопросы.
  • Техники выяснения потребностей. Виды вопросов и способы их задать. Техника «СПИН». Особенности нужд клиента в B2B-сегменте. Личные потребности ЛПР.
  • Презентация. Планирование и дальнейшее развитие взаимоотношений с покупателем. Лестница лояльности. Как добиться расположения со стороны ЛПР и его окружения. Презентация, «отстройка» от компаний-конкурентов. Поиск аргументов.
  • Разновидности возражений. Какими они бывают (истинные, ложные, скрытые и пр.), как их распознать. Классификация и общие принципы ответов.

Продолжительность каждого вебинара – 90 минут. Также в программу входит обязательная 12-часовая самостоятельная работа, поэтому в общей сложности курс длится 24 учебных часа.

Подборка тренингов

Курсы по B2B рекламируются в интернете в больших количествах. Большинство из них по понятным причинам – дистанционные, хотя и очные при желании найти можно. В таблице ниже собрано несколько примеров программ для общего ознакомления.

Название Организатор Форма обучения Краткое описание Цена, рублей
«Продажи без возражений» Дмитрий Ткаченко Очная

Корпоративный курс от одного из хорошо разрекламированных российских коучей, специализирующегося на теме продаж. Хоть B2B и нет в названии тренинга, посвящён он именно этому сегменту. В программе:

  • эволюция продавца;
  • профилактика возражений;
  • обсуждение цены, торг;
  • распространённые отговорки.
Продолжительность обучения – 8 часов.
По запросу
«Маркетинг для B2B» Skillbox Онлайн

Трёхмесячный курс, посвящённый B2B-продажам, но предназначенный главным образом тем, кто организует работу компании в этом сегменте. Основные темы:

  • внутренний анализ бизнеса;
  • изучение рыночных тенденций;
  • SWOT-анализ;
  • целевая аудитория;
  • цели и задачи маркетинга;
  • медиа-стратегия;
  • тактика продаж.
Курс удобен в том смысле, что проходить его можно без отрыва от работы, занимаясь всего 3–5 часов в неделю. У каждого слушателя есть куратор, с которым он общается также удалённо.
41 300
«Маркетинг в B2B» «Нетология» Онлайн

Этот курс-интенсив аналогичен предыдущему в плане темы, но рассчитан всего на 3 онлайн-занятия, посвящённых следующим вопросам:

  • планирование маркетинга в сегменте B2B;
  • способы коммуникации (чат-боты, электронная почта, мессенджеры);
  • оценка эффективности маркетинга.
Курс стоит воспринимать как ознакомительный. Он станет неплохим введением в тему, но глубоких знаний от него ждать бессмысленно.
Бесплатно
«B2B-продажи» Laba Онлайн

Шестинедельный курс состоит из 10 вебинаров по следующим темам:

  • причины неэффективной работы;
  • организация отдела продаж;
  • управление отделом;
  • холодные клиенты;
  • воронка продаж в B2B;
  • ведение сделки (2 занятия);
  • автоматизация работы отдела;
  • стратегическое планирование;
  • долгосрочные отношения с клиентами.
Программу ведёт Илья Дудковский. Общая продолжительность лекций – около 15 часов. По окончании слушатели получают сертификаты.
По запросу
«Эффективные продажи B2B» Евгений Колотилов Очная

Евгений Колотилов – ещё один «гуру бизнеса». Тренинги по B2B он проводит в корпоративном формате, всякий раз адаптируя исходную программу для нового заказчика. Курс двухдневный и обычно включает в себя 10 разделов:

  • секреты успешных продаж;
  • повышение эффективности;
  • полезные техники;
  • коммерческое предложение;
  • холодный звонок;
  • возражения на стадии активного поиска клиентов;
  • встреча с покупателем, выяснение потребностей;
  • презентация продукта;
  • обсуждение цены;
  • способы «дожать» клиента.
Коуч работает в Москве, но при необходимости проводит и выездные тренинги в других городах.
По запросу

В заключение хотелось бы предупредить, что упоминание о конкретном курсе в статье не стоит воспринимать как гарантию его качества. Если кому-то из читателей доводилось проходить тренинги для менеджеров по продажам из сегмента B2B, редакция Edunews будет благодарна им за отзывы. Поделиться впечатлениями о программах и высказать любые другие соображения по теме можно в комментариях.

Автор статьи:

Материал обновлен: 03.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения