Студенческая практика и стажировка в АвтоВАЗ

Не один десяток лет «Жигули» считаются самым народным автомобилем в России и странах СНГ. Но современный АвтоВАЗ похож на советский завод не больше, чем «копейка» на Lada XRAY. В последние годы компания претерпела кардинальные структурные изменения, провела масштабное обновление производственных линий и модельного ряда. Практика и стажировка на АвтоВАЗ для студентов – это возможность поработать с передовыми технологиями автомобильной промышленности, познакомиться с корпоративными стандартами международного бизнеса, получить востребованный на рынке труда практический опыт.

О компании

«Волжский автомобильный завод», аббревиатура от названия которого по сей день остается неформальным именем всех моделей производителя, был основан в 1966 году. В 1970 с конвейера сошли первые машины ВАЗ-2101 – «копейки». В стартовый год завод выпустил 100 тысяч автомобилей и продолжил наращивать темп. В советский период «Жигули» поставлялись в страны Африки, Азии, Европы под брендом Lada, под которым сегодня выпускается вся продукция для внутреннего и внешнего рынка. За 50 лет с момента основания завода объем производства составил более 28 миллионов единиц техники. Кстати, формально полувековой юбилей компания празднует 4 года – до апреля 2020-го, когда столько же исполнится первой выпущенной машине.

Постсоветский период оказался для АвтоВАЗа критическим и почти летальным. Сохранить крупнейшее производство легковых машин в России и Восточной Европе удалось за счет привлечения иностранных и государственных инвестиций. С 2008 года совладельцем завода стал Альянс Renault-Nissan. В 2014-м его доля в пакете акций группы «АвтоВАЗ» превысила 50 %. Другой крупный держатель ценных бумаг компании – Российская Федерация в лице корпорации «Ростех».

Вместе с западным капиталом завод получил профессионалов, признанных в мировой автоиндустрии. Например, главным дизайнером Lada стал Стив Маттин, известный по работам для Mercedes-Benz и Volvo.

Сегодня положение ПАО «АвтоВАЗ» не блестящее, сказываются последствия экономического кризиса, но достаточно стабильное. Годовая операционная прибыль составила 1,6 млрд рублей. Производственные площадки в Тольятти и Ижевске ежегодно выпускают более 300 тысяч автомобилей марок LADA, Renault, Nissan, Datsun. Легендарный отечественный внедорожник «Нива» изготавливается на совместном предприятии АвтоВАЗа и General Motor.

В структуру компании входят 140 дилерских центров, предприятия по производству инструментов, продажам запчастей, подразделения по выпуску спецтехники и спортивных автомобилей Lada.

Каждая пятая новая машина, проданная в России в последние годы, сходит с конвейера ВАЗ. В планах концерна на среднесрочный период – пополнение ассортимента 12 новинкам и модернизация 11 моделей. Компания активно наращивает объемы продаж в России и ближнем зарубежье.

Кадровый резерв

Развитию человеческого потенциала на АвтоВАЗе уделяется достаточно большое внимание, и включение группы в международный холдинг эту работу только усилило. Принятая до 2020 года политика подготовки персонала сочетает традиционные методы привлечения молодежи: мероприятия профориентации для школьников, дни открытых дверей и организацию производственной практики для учащихся среднетехнических учебных заведений – и современные форматы:

  • целевые программы подготовки студентов инженерных профессий;
  • корпоративное обучение в университете группы;
  • языковые курсы для сотрудников (кстати, знание английского для претендентов на большинство вакансий обязательно).

Сотрудничество с вузами и практика на АвтоВАЗе

В масштабном притоке кадров из других регионов Тольяттинский автопроизводитель, судя по всему, не нуждается и концентрирует усилия на подготовке персонала местными учебными заведениями. Это не значит, что завод отказывает в приеме на практику учащимся из других городов, например, на АвтоВАЗе традиционно стажируются студенты профильных факультетов Московского университета машиностроения и еще нескольких крупных столичных вузов. Но основной упор делается на кадры из Самарской и близлежащих областей.

В 2012 году компания заключила договор о целевой подготовке студентов в Тольяттинском государственном университете по программе, адаптированной под нужды завода. Ежегодно ТГУ набирает 100 человек в группы по специальностям:

  • автомобилестроение, автомобильное хозяйство и машиностроение;
  • технология обработки металлов давлением, сварочное производство, физика металлов;
  • электроника, двигатели внутреннего сгорания;
  • управление качеством и другие.

Компания выплачивает студентам надбавку к стипендии, организовывает производственное обучение, устанавливает квалификационные требования к уровню подготовки выпускников. Специалисты завода входят в состав госкомиссий на защите дипломов. Успешные новоиспеченные бакалавры и магистры получают работу на АвтоВАЗе.

В 2018 году аналогичные соглашения были заключены с Самарскими НИУ имени академика С. П. Королева и Политехом (СамГТУ). Пройти целевую подготовку могут старшекурсники с хорошей успеваемостью по спецпредметам и с достойным знанием английского языка. Программа рассчитана на 370 дополнительных часов обучения, в течение которых студенты осваивают:

  • программы для проектирования;
  • основы конструкции и технологии производства автомобиля;
  • проектный менеджмент;
  • углубляют знания английского языка.

У участников целевых программ есть возможность попасть на дополнительную стажировку в зарубежные структуры альянса Renault-Nissan, получить должность инженера-конструктора или руководителя проекта после выпуска.

Компания также тесно сотрудничает с Поволжским государственным университетом. Учащиеся кафедры «Дизайн и декоративное искусство» регулярно проходят стажировки и производственное обучение в профильной дирекции АвтоВАЗа. Студенты получают все возможности на практике изучить путь воплощения инженерных идей в жизнь на мощностях завода, познакомиться с тенденциями и правилами современного автодизайна, в том числе и под непосредственным руководством Стива Маттина. Отбор на стажировку в АвтоВАЗ проводится преподавателями вуза, и чтобы его пройти потребуется знание компьютерного ПО для 3D моделирования.

Также компания принимает на практику, а в перспективе и на работу, будущих специалистов в сферах менеджмента персоналом, контроля качества и других направлений, которых готовят Поволжский госуниверситет и Тольяттинская академия управления.

Вне зависимости от направления образования, практиканты АвтоВАЗа получают навыки по выбранной профессии, доступ к производственным данным для написания отчетов по практике и актуальных научных работ, возможность вернуться на уже знакомый участок в качестве штатного специалиста после выпуска из вуза.

Стажировки в АвтоВАЗ

Общих корпоративных программ стажировок вне партнерства с вузами у компании нет, но такие проекты периодически реализовываются отдельными подразделениями группы АвтоВАЗ. Например, «Джи Эм-АВТОВАЗ» приглашает студентов как инженерных, так и административных направлений образования пройти оплачиваемую стажировку в дирекциях и департаментах по выбору:

  • производственные подразделения, отделы инжиниринга, охраны труда;
  • службы контроля качества, управления поставками, закупками,
  • финансовый и правовой блоки;
  • подразделения маркетинга, продаж и послепродажного обслуживания;
  • отделы информационных технологий и коммуникаций.

В программе: обязательные для всех знакомство с основами производства и практика работы на конвейере, обучение под руководством сотрудников, участие в текущих кейсах. Длительность стажировки – 3 месяца, в течение которых студент должен подготовить и реализовать в выбранном подразделении собственный проект по заданной компанией проблематике. Лучшим стажерам будет предложено место в штате. Труд остальных оплачивается согласно окладу младшего специалиста – 15 500 рублей.

Как попасть

Общие требования к кандидатам на стажировку в «Джи Эм-АВТОВАЗ»:

  • учиться на последнем курсе или недавно окончить вуз;
  • знать английский не хуже Pre-Intermediate;
  • уметь пользоваться ПК и пакетом MS Office.

Владение компьютером и иностранным языком отдельно проверяется специальным тестированием. Профессиональные знания и навыки будут оцениваться на собеседовании, куда попадут обладатели наиболее выигрышных резюме.

Отзывы

В сетевых обсуждениях работодателей АвтоВАЗ пользуется небольшим уважением. Почти двадцать лет сокращения объемов производства и численности штата, перманентных задержек зарплат и прочих неурядиц сформировали отрицательный образ компании в глазах немалого количества бывших работников. Мнение во многом справедливо, но есть надежда, что оно вскоре безнадежно устареет.

Сегодня отзывы сотрудников менее критичны, многие отмечают социальный пакет, своевременную выплату зарплаты, внедрение программ повышения квалификации для персонала. Правда, некоторые комментаторы также говорят о медленном карьерном росте в компании, что может стать неприятным фактором для молодого амбициозного специалиста.

Бывшие студенты, проходившие практику на АвтоВАЗе, подчеркивают пользу погружения в производственные процессы для профессионального развития, возможность изучения технологий и участия в совершенствовании продукции.

Отзыв на практику в АвтоВАЗе

Не будем забегать вперед с тезисом о «новом взлете отечественного автопрома», но, как отмечают эксперты в сфере экономики, сегодня показатели компании на подъеме и в ближайшие годы рост продолжится. Таким образом, практика и стажировка на АвтоВАЗе для студентов – это не только прикладной опыт и строка в резюме, но и перспективное начало карьеры, развитие которой вполне может привести желающих и в зарубежные автоконцерны.

Автор статьи:

Читайте далее

Отзывы и обсуждения