Студенческая практика и стажировки на Уралвагонзаводе

Тяжелое машиностроение – отрасль, в которой российские производители достойно конкурируют на мировом рынке с зарубежными концернами. Уралвагонзавод – ведущее предприятие комплекса, практика и стажировка на котором помогут студентам сделать уверенные шаги к профессиональному росту, получить ценные навыки и поучаствовать в разработке и производстве уникальной продукции гражданского и военного назначения.

О компании

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (НПК «УВЗ») – акционерное общество, полностью принадлежащее государству. Машиностроительный гигант начал свою работу в 1936 году выпуском первых серийных большегрузных вагонов. За пять лет завод освоил изготовление платформ, полувагонов, крытого подвижного состава для железнодорожных перевозок.

С началом Великой Отечественной в 1941 г. Уралвагонзавод перешел на военные рельсы. Танковый завод, сформированный на базе УВЗ и эвакуированных машиностроительных предприятий, за годы Второй мировой войны выпустил около 30 % техники, поступившей на вооружение в Советскую Армию. Легендарный Т-34 стал не только машиной Победы, но и родоначальником отечественного танкостроения. И сегодня конструкторские разработки УВЗ для военно-промышленного комплекса определяют тренды развития танковой техники. Т-72 – модель, стоящая на вооружении десятков стран мира, Т-90С сочетает традиционно высокие показатели надежности и маневренности с оснащением современными оптико-электронными системами. УВЗ – разработчик платформы танка «Армата», представленного широкой общественности на Параде в 2015 году.

Сегодня Уралвагонзавод выпускает около 200 наименований тяжелой техники по трем основным направлениям:

  1. Военно-промышленная продукция.
  2. Техника для агрокомплекса, строительства и коммунального хозяйства.
  3. Железнодорожные вагоны различных типов, контейнер-цистерны.

Современная структура концерна сформирована в 2007 году указом президента Российской Федерации. Научно-производственная корпорация организована по принципу вертикальной интеграции и состоит из 40 подразделений. В частности, в компанию входят:

  • Волчанский механический завод;
  • Рубцовский филиал УВЗ;
  • Шесть номерных бронетанковых заводов;
  • Уралкриомаш;
  • Компания «Витязь»;
  • Челябинский тракторный завод;
  • Объединение «Электромашина»;
  • Томский электротехнический и Омский завод транспортного машиностроения;
  • Тверской вагоностроительный завод и другие производственные активы.

Кроме того, в УВЗ сконцентрирована мощная отраслевая научно-исследовательская база:

  • Уральские КБ вагоностроения и транспортного машиностроения;
  • Уральский научно-технологический комплекс;
  • Центр исследований и испытаний материалов и другие подразделения.

Примечательно, что исследования УВЗ востребованы не только в грузоперевозках и ВПК, но и в космической отрасли. Разработки УВЗ в области цистерностроения применяются для оснащении комплексов запуска искусственных спутников с конца 50-х годов. В современных проектах «Энергия-Буран» и «Морской старт» тоже используются интеллектуальные и технологические продукты УВЗ.

Кадровая политика

В подразделения НПК «Уралвагонзавод» работают около 30 тысяч человек. Солидный штат и высокотехнологичный профиль предприятий требуют значительного ежегодного притока рабочих и высококвалифицированных специалистов. С 2005 года обязанности координационного центра компании по привлечению и развитию кадровых ресурсов исполняет корпоративный университет УВЗ. В число его соучредителей входят такие ведущие высшие учебные заведения, как:

  • Уральский госуниверситет путей сообщения;
  • Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова;
  • Балтийский ГТУ;
  • Московский институт стали и сплавов;
  • Челябинский государственный агроинженерный университет;
  • Уральская академия государственной службы;
  • Уральский и Ижевский государственные технические университеты и другие вузы.

Корпоративный университет реализует программы повышения квалификации штатных сотрудников и проводит отбор кандидатов на целевое обучение в вузах-соучредителях. Ежегодно около 70 школьников поступают на профильные факультеты, готовящие кадры для УВЗ.

Кроме того, базовые кафедры УВЗ работают в РЭУ имени Г. В. Плеханова, Российском государственном профессионально-педагогическом университете, УрФУ.

При этом стоит отметить, что для молодежи, не обучающейся в системе корпоративной подготовки кадров, «Уралвагонзавод» достаточно закрытое предприятие. Де-факто попасть на практику в УВЗ можно только по направлению вуза. С одной стороны, сеть образовательных партнеров компании широка, с другой – если высшее учебное заведение в нее не входит, возможности обучающихся в нем студентов пройти практику на УВЗ весьма ограниченны. Отдельных вакансий для стажировок или практического обучения в индивидуальном порядке Уралвагонзавод не предоставляет.

Практика на УВЗ для студентов

Для тех, кто обучается по договорам с компанией, прохождение практики на заводах УВЗ обязательно и входит в учебный план. Учащихся вузов-партнеров и базовых кафедр на этот этап производственного обучения распределяют преподаватели. В год подразделения УВЗ принимают на разные виды практики около 1 000 студентов высших и средних учебных заведений. Из них более 10 % трудоустраиваются в штат после защиты дипломов.

В рамках учебных практик на УВЗ студенты обязательно знакомятся с ключевыми этапами производства, посещают экскурсии, лекции сотрудников. Заводские подразделения оснащены оборудованием для прикладного обучения рабочим специальностям. Учащиеся старших курсов практикуются в инженерно-технических и административных службах компании.

Помимо получения профессиональных навыков, изучения оборудования, технологий и нормативной документации во время производственной практики на УВЗ студенты приобретают начальный управленческий опыт, представление о взаимодействии подразделений. В дополнение к этому собранные данные становятся качественной основой для подготовки отчетов по практике, курсовых, дипломных проектов.

Кроме будущих гражданских специалистов практику на УВЗ проходят курсанты учебного военного центра Уральского федерального университета. С производством знакомятся учащиеся, чья последующая служба будет связана с предприятиями ВПК.

Отзывы

Многолетняя история и государственная форма собственности компании обеспечивают Уралвагонзаводу ряд преимуществ в глазах сотрудников:

  • стабильность работы предприятия, которую гарантируют госзаказы;
  • официальные трудовые отношения с соблюдением законодательства и коллективного договора;
  • своевременная выплата зарплаты, прозрачная система ее начисления и премирования;
  • социальный пакет, включающий помимо обязательных страховок и услуг такие уже почти забытые везде «реликтовые» виды поощрения сотрудников, как льготные путевки в профилактории и оздоровительные лагеря для детей работников УВЗ.

Впрочем, государственная форма собственности порождает и минусы, к которым пишущие отзывы относят бюрократизм в принятии производственных и управленческих решений, ограниченные условия для карьерного роста, довольно средний уровень оплаты труда и слабую мотивацию сотрудников.

Для студентов технических вузов практика на УВЗ станет хорошим вкладом в профессиональное совершенствование, даже если дальнейшая карьера не будет связана с тяжелым машиностроением. Уралвагонзавод изначально создавался как уникальное предприятие и сохраняет этот статус и по сей день. На УВЗ интеграция современной науки и высокотехнологичного производства не просто модный слоган – это метод работы. Структура компании ориентирована на полный цикл создания суперсовременного оборудования и техники – от замысла и проектирования до запуска в серию. Сегодня это под силу не каждому международному концерну, и для студента-инженера даже минимальное участие в таком масштабном проекте во время практики на УВЗ станет отличным началом карьеры.

Автор статьи:

Читайте далее

Отзывы и обсуждения