Виды и образцы анкеты первокурсника

Анкетирование первокурсников в вузах и ссузах проводится для сбора информации, которая чаще всего будет использоваться для решения двух одинаково важных и по большому счету взаимосвязанных задач. Первая заключается в улучшении имиджа учебного заведения, вторая состоит в поисках наиболее эффективных путей адаптации свежеиспеченных студентов в университете или колледже. Соответственно, анкеты первокурсников могут быть разного содержания.

Часто задаваемые вопросы

Что такое анкета первокурсника?

Анкета первокурсника — это опрос, обычно проводимый колледжами и университетами среди студентов первого курса. Цель - получить более полное представление о биографии, интересах, ожиданиях и проблемах студентов.

Почему она важна?

Анкета первокурсника помогает учебным заведениям адаптировать свои услуги для лучшего удовлетворения потребностей поступающих студентов. Собранные данные часто используются для совершенствования ресурсов кампуса, служб поддержки и общего опыта.

Когда я должен ее заполнить?

Точные сроки зависят от учебного заведения, но обычно анкета заполняется летом перед началом учебного года или во время ознакомительной недели.

Обязательна ли анкета для первокурсников?

Хотя анкетирование обычно не является обязательным, студентам настоятельно рекомендуется принять в нем участие. Собранная информация очень важна для того, чтобы помочь университетам улучшить впечатления студентов от учебы.

Сколько времени требуется для заполнения?

Время зависит от длины и сложности, но, как правило, оно должно занимать около 15-30 минут.

Повлияют ли мои ответы на вопросы анкеты первокурсника на мой статус абитуриента или оценки?

Нет. Анкета первокурсника используется только в информационных целях и не влияет на статус поступления или оценки. Все ответы являются конфиденциальными и обычно анализируются как часть большого массива данных.

Какие вопросы можно ожидать?

Вопросы обычно охватывают широкий круг тем, включая академическую подготовку, личные интересы, карьерные устремления, финансовое положение, опасения по поводу колледжа, а также личные ценности и убеждения.

Коррекция работы учебного заведения

Заботящиеся о своем реноме вузы и колледжи нередко прибегают к опросам первокурсников с целью скорректировать (в лучшую сторону, естественно) организацию вступительной кампании, выявив откровенно слабые или недостаточно продуманные ее места. Еще один «тайный смысл» заполнения своего рода имиджевых анкет первокурсниками – сбор материала для разработки стратегии продвижения учебного заведения, особенно если оно не входит в число топовых вузов-брендов или популярных ссузов, но имеет все предпосылки для прорыва.

Хорошо это или плохо, но с тех пор, как высшее и среднее профобразование (да и школьное тоже) стало «услугой», вузы и колледжи живут по законам рынка и ведут нешуточную борьбу за внимание и благосклонность абитуриентов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что учебным заведениям всех уровней приходится использовать некоторые бизнес-приемы построения политики здоровой саморекламы. Сведения, почерпнутые из анкет первокурсников, помогают университетам, техникумам и колледжам определить, как говорят предприниматели, свою целевую аудиторию, чтобы выработать максимально результативную тактику привлечения абитуриентов.

Нередко вузы и ссузы не разделяют две основные задачи опросов своих «новобранцев», поэтому обычно анкета первокурсника содержит блоки, на первый взгляд, слабо связанных между собой вопросов вроде:

  • «Какую школу Вы окончили?»;
  • «Откуда узнали о нашем учебном заведении?»;
  • «Почему выбрали именно ту специальность, на которую поступили/наш университет (колледж, техникум)?»;
  • «Если бы посещение занятий было свободным, какой процент лекций Вы выбрали бы для прослушивания?»;
  • «В каких дополнительных секциях Вы хотели бы заниматься?» и т. д.

На самом деле все взаимосвязано, и с помощью ответов на эти вопросы учебное заведение сможет составить целостный план действий выхода в группу лидеров рынка образовательных услуг. Будет понятно, в каком направлении двигаться, чтобы улучшать качество образования, где именно проводить профориентационные мероприятия, подготовку по каким специальностям развивать и как помочь первокурсникам быстрее найти себя.

Примеры анкет:

  1. Образец анкеты первокурсника – имиджевый вариант.
  2. Анкета студента-первокурсника – образец комплексного подхода к опросу.

Помощь в адаптации

Не менее распространенный вариант опросника – анкета первокурсника для куратора. Сопровождение наставника помогает вчерашним школьникам решать новые, незнакомые задачи и преодолевать трудности. За каждой академической группой закрепляется преподаватель (своего рода аналог классного руководителя, а в техникумах и колледжах часто так называют куратора). Его работа направлена:

  • на быструю адаптацию студентов к жизни в учебном заведении;
  • ознакомление с правилами внутреннего распорядка вуза или колледжа, традициями учебного заведения;
  • введение подопечных в новую систему приобретения знаний;
  • формирование сплоченного коллектива;
  • организацию внеучебной деятельности.

Анкета первокурсника в помощь куратору, как правило, содержит стандартные блоки:

  • данные о поле, возрасте, семье студента;
  • мотивы выбора учебного заведения и специальности;
  • сложности, возникающие в образовательном процессе;
  • качество коммуникаций с преподавателями, администрацией, сокурсниками;
  • оценка работы куратора группы;
  • степень вовлеченности первокурсников во внеучебную жизнь и др.

Ответы одновременно служат основой для составления программы адаптации конкретного новичка и отправной точкой для анализа проблем студенческой жизни в целом. Таким образом, анкета первокурсника для куратора группы – это инструмент определения вектора его работы с подопечными, а опрос – предметный диалог, а не формальность. Ответственный подход к ответам помогает преподавателям организовать эффективную адаптацию учащихся вузов и ссузов, а вчерашним школьникам – избежать дискомфорта в новых условиях, безболезненно влиться в учебный процесс, коллектив и получать удовольствие от учебы.

Примеры адаптационных анкет:

  1. Образец анкеты первокурсника колледжа.
  2. Шаблон анкеты для первокурсников университета.

Кроме того, анкеты первокурсников могут составляться и в других целях:

  1. Для анализа социального статуса студентов и выявления первокурсников, нуждающихся в разносторонней помощи: по линии профсоюза, за счет средств вузовского стипендиального фонда и т. д.
  2. Для поиска студенческого актива:
    • творческих непосед, которым по плечу организовать как межвузовскую научную конференцию, так и конкурс «Алло, мы ищем таланты» или КВН;
    • перспективных атлетов, которые смогут с успехом защищать честь университета или колледжа на всевозможных спортивных соревнованиях;
    • будущих политиков если и не всероссийского, то регионального масштаба, которые займутся организацией общественно значимых социальных мероприятий.
  3. Для оценки качества условий проживания в общежитиях.

Но в общем и целом все разновидности анкеты первокурсника составляются для того, чтобы помочь новичкам как можно скорее освоиться в реалиях студенческой жизни и сделать ее лучше, интереснее, насыщеннее и плодотворнее.

Автор статьи:

Материал обновлен: 03.08.2023 г.

Отзывы и обсуждения