Виды и особенности тренингов для подростков

Виды и особенности тренингов для подростков

Подростковый тренинг – эффективный инструмент, который уже не первый год успешно используется в психологии и педагогике. С его помощью можно решить целый комплекс задач, начиная с профориентации и заканчивая налаживанием межличностных коммуникаций и личностным развитием. Существует огромное количество обучающих программ этого направления. О том, как не запутаться и выбрать хороший тренинг для подростков, пойдет речь далее.

Зачем нужны тренинги для подростков?

Тренинг для подростков

Главная задача, которую должны решать тренинги для подростков, – помочь ребенку пройти через процесс становления личности. В силу своего возраста он уже не может всецело зависеть от своей семьи, но еще не в состоянии грамотно выстаивать взаимоотношения с окружающим миром и определять свое место в нем. В отличие от классических обучающих программ психологические тренинги для подростков не пытаются «впихнуть» в ребенка новые знания. Их цель – разгрузить, помочь преодолеть непростой жизненный этап взросления.

Глобальные задачи, которые помогает решить социально-психологический тренинг для подростков:

  • осознать себя как личность с собственными потребностями и взглядами;
  • понять, какими преимуществами и недостатками он обладает;
  • разобраться во взаимоотношениях с обществом, развить социальный интеллект;
  • понять, как вести себя в рамках своего пола;
  • повысить личную психологическую культуру;
  • научиться предотвращать появление проблемных ситуаций.

Обычно всем необходимым навыкам подростки учатся на основе поведения окружающих их людей. Однако оно далеко не всегда оказывается в состоянии обеспечить адекватную «модель копирования». Общество может оказаться агрессивно настроено или прививать ребенку несвойственные ему потребности и ценности.

Виды и темы подростковых тренингов

Существует сложная градация подростковых тренингов. В ее основе лежат различные признаки – сфера влияния, стиль поведения, количества участников и др. параметры. Классификация программ приведена в таблице.

Признак Вид тренинга Описание
Сфера влияния Поведенческий Учат, как применять полученные знания в реальной жизни
Личностный Развивают у учеников навыки мышления, учат вырабатывать собственную систему ценностей
Стиль ведения Активнообучающий В ходе тренинга через активизацию мыслительных процессов ученик сам приходит к новым знаниям, приемам
Навыковый Тренировка поведенческих навыков
Тренировочный Отработка обоснованных моделей поведения для конкретных ситуаций
Самораскрывающий Изменение поведения участника через отношение к проблеме
Количество участников Индивидуальный Занятие с элемента тренинга для подростков проводятся на основе составленной после консультации с психологом программы. На встрече присутствует только ведущий и ученик
Групповой Проводятся на основе готовых шаблонов для нескольких учеников, имеющих схожие проблемы или задачи
Цели Тренинги конкретных умений Происходит выработка поведенческих изменений
Тренинги личностного роста Задача – спровоцировать внутриличностные изменения, на фоне которых происходит корректировка поведения
Тренинг общения Стимулирует социальное развитие участников на основе выработки навыков конструктивного общения
Прорабатываемая система отношений Личностный Ориентированы на внутриличностную работу участников, отношения к себе, выработку рефлексивных навыков
Коммуникативный На занятиях происходит отработка интересующих участников умений и навыков
Социальный тренинг для подростков Специфика этого вида – работа с конкретной группой для сплочения команды или адаптации в коллективе
Профориентационный Предназначены для помощи в профессиональном самоопределении

Подростковые тренинги могут различаться по применяемым психологическим техникам и парадигмам. Однако эта градация более интересна для специалистов и тренеров.

Существует огромное количество программ, разработанных специально для этой аудитории слушателей. Примерные темы тренингов для подростков:

  • Свобода общения.
  • Управление временем.
  • Развитие памяти.
  • Психологическая подготовка к экзаменам.
  • Развитие экономического мышления.
  • Выстраивание взаимоотношений с родителями, сверстниками, противоположным полом.
  • Как вести себя в обществе девушки или молодого человека (тренинг для девочек-подростков и мальчиков в этом случае проходит раздельно).
  • Как побороть лень.
  • Куда пойти учиться (профориентационный тренинг).
  • Как завоевать лидерство в классе.
  • Как пережить расставание.
  • Как научиться красиво говорить и уверенно вести себя и др.

Примечательно, что один и тот же тренинг подростки могут воспринимать по-разному. Например, по статистике мальчикам больше интересны направления, помогающие повысить успеваемость в школе. Для девочек приоритетом пользуются программы, развивающие самооценку и уверенность в себе.

Самая популярная форма проведения занятий – это игровой тренинг для подростков. Именно такой способ взаимодействия помогает участникам быстро раскрепоститься, привыкнуть к другим ученикам (если встречи проходят в группе) и начать решать поставленные задачи.

Как проводятся подростковые тренинги?

Стандартный психологический тренинг для подростков обычно проводится в группе. В них обеспечивается максимально безопасная обстановка. Благодаря этому ученики начинают свободно высказывать свои мысли, получать конструктивную критику и похвалу.

Тренинги для детей и подростков проходят по определенным правилам. Они помогают научить ответственности. Участники соглашаются с ними еще перед началом подготовки. По ним обычно группа должна не только взаимодействовать на занятиях, но и переносить принятые установки в реальную жизнь.

Типовые правила подростковых тренингов:

  • задача учеников – получить импульс к саморазвитию, а не приобрести какие-либо знания или умения;
  • занятия проходят при высокой активности участников, в дружеской обстановке с обязательной обратной связью;
  • пропуски встреч необходимо свести к минимуму;
  • обсуждать вне занятий то, что происходит в группе, запрещено (это приводит к снижению эмоционального запала) и пр.

При необходимости правила тренинга для подростков могут изменяться в ходе коллективного обсуждения.

Интересный тренинг для подростков предполагает применение различных форм взаимодействия сверстников между собой. Это могут быть:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • групповые дискуссии;
  • выполнение упражнений;
  • творческие задания и др.

Например, существуют специальные упражнения на знакомства в тренинге для подростков. Их цель – обеспечить непринужденный тон общения между участниками группы. К таким заданиям относят:

  • «Снежный ком» – участники по очереди называют свое имя и слово на ту же букву, которым можно его охарактеризовать.
  • «Ассоциации» – водящий должен угадать участника группы по ассоциативным вопросам.
  • «Руки» – цель состоит в том, чтобы расставить участников по степени теплоты их рук (начиная с самых теплых) и др.

Для того, чтобы участники подросткового тренинга наиболее интенсивно взаимодействовали между собой, преподаватели используют специальные приемы – размещение в кругу, введение правил общения, регламентирование времени выполнения заданий и пр.

Насколько эффективной окажется программа тренинга для подростков, зависит от опыта и действий преподавателя. Ведущий должен быть внимательным, не допускать никаких высмеиваний или оскорблений участников. В этом случае ученики будут с удовольствием посещать занятия, и эффект от них повышается.

Как выбрать хороший тренинг для подростка?

Выбирая тренинги для подростков 13–16 лет и более старшего возраста, родители часто совершают классические ошибки. Главная из них – выбор интересного им, а не ребенку направления. По этой причине часто оказываются нежизнеспособными тренинги, обещающие помочь побороть интернет-зависимость и прочие попытки вызвать поведенческие изменения в подростке, к которым сам он не стремится.

Другой важный фактор состоит в том, чтобы сценарий тренинга для подростков позволял проработать проседающие у ребенка личные качества. Например, если у него мало друзей, стоит присмотреться к коммуникативным профилям. Тем, кто физически не успевает осваивать школьную программу, будет полезно направление тайм-менеджмента.

Изучая существующие игры-тренинги для подростков, необходимо учесть следующие моменты:

  1. Психологическая атмосфера на занятиях. Игры для тренинга с подростками должны раскрепощать участников, вселять в них чувство уверенности, обеспечивать эмоциональную поддержку. По этой причине ребенку противопоказаны «взрослые программы», большинство из которых построено на том, чтобы вывести ученика из зоны комфорта.
  2. Продолжительность подготовки. Интенсивы и 2-часовые экспресс-курсы способны лишь нацелить на общий курс развития. Они не учитывают возможности и проблемы конкретного ребенка. Однако для по-настоящему эффективной тренировки требуется на порядок больше времени.
  3. Компетентность ведущего. Минимальный набор требований к нему – наличие профильного (психологическое) высшего образования + опыт работы в преподаваемой области.

Игра-тренинг для подростков может не ограничиваться решением только текущих проблем. В него могут быть включены дополнительные блоки, помогающие обозначить привлекательный для ребенка круг профессий. Хорошо, если к этому вопросу подключается психолог, способный сопоставить сильные и слабые стороны ученика с выбранным им профилем будущей трудовой деятельности.

Интересные тренинги для подростков – гарантия того, что ребенок сможет найти свое место в обществе и научится эффективно взаимодействовать с окружающими. Такое обучение актуально именно в этот период. Оно помогает лучше определиться со своей будущей профессией, а также воспитать лидерские качества и другие полезные навыки, помогающие постоянно самосовершенствоваться.

Автор: Оксана Киреева

Автор статьи:

Отзывы и обсуждения