Групповые тренинги – профилактика и коррекция проблем в коллективах

Одним из первых в мире начал активно применять тренинги американский писатель, педагог и оратор-мотиватор Дейл Карнеги. В 1912 году он открыл центр «Dale Carnegie Training», где развивал навыки публичных выступлений и взаимодействия с людьми. В России групповые тренинги – относительно новая форма работы с коллективами сотрудников. К ним прибегают, чтобы улучшать принятие себя и окружающих, повышать рефлексию и вызывать стремление к самосовершенствованию.

Что такое групповой тренинг

Сотрудники коллектива держатся за руки

Групповой тренинг – это метод активного обучения для 2 человек и более, который предполагает пополнение существующего багажа знаний, развитие имеющихся умений и навыков в области коммуникации, а также их коррекцию. Формы, применяемые в ходе такого занятия, делятся на 2 крупные категории:

  • направленные на совершенствование социальных умений (ведение беседы, оптимальное решение конфликтов);
  • оттачивающие умение грамотно анализировать коммуникативные ситуации (адекватный самоанализ, анализ собеседника и группы дискутирующих).

В России тренинги для группы сегодня применяются достаточно широко. В первую очередь, они востребованы в рамках подготовки и повышения квалификации специалистов в разных сферах деятельности: психологов, медиков, преподавателей, руководителей. Кроме того, их используют, чтобы учить сотрудников корректировать свое поведение во время конфликтов, улучшать взаимоотношения между детьми и их родителями, помогать подросткам в социально-психологической адаптации и так далее.

История возникновения

Кроме Дейла Карнеги, существенный вклад в развитие группового тренинга сделал немецкий, а потом американский психолог Курт Цадек Левин. В 1946 году он и его коллеги стали основателями тренинговых групп (так называемых Т-групп), основная цель которых заключалась в повышении уровня компетентности во время коммуникации. Им удалось выяснить, что анализ личных переживаний приносит больше пользы участникам именно в групповом формате. Успех последователей Курта Левина стал фундаментом для открытия Национальной лаборатории тренинга в Соединенных Штатах Америки. Здесь в Т-группах проводили обучение менеджеров, управленцев и даже политических лидеров. Они получали и совершенствовали навыки качественного межличностного взаимодействия, эффективного решения конфликтов в рамках организаций, оттачивали умение управлять людьми и укреплять сплоченность коллектива.

В 1954 году появились тренинговые группы с ориентацией на определение человеческих ценностей, пробуждение и повышение самопонимания. Их стали называть группами сенситивности. Основными целями занятий были развитие психологической наблюдательности, способности правильно интерпретировать вербальные и невербальные сигналы, получаемые от собеседника, а также прогнозировать поведение других людей.

В 1960-е годы в отдельное движение выделились тренинги, направленные на развитие жизненных и социальных умений (решать проблемы, критично мыслить, управлять собой, общаться, быть настойчивым, уверенным в себе). Разработчики методик для таких занятий основывались на традициях гуманистической психологии, созданной Карлом Роджерсом. Их чаще всего применяли в рамках профподготовки и повышения квалификации преподавателей, менеджеров и консультантов.

В 1970-е годы «родился» социально-психологический тренинг. Своим появлением он обязан немецкому философу и психологу Манфреду Форвергу, который руководил разработкой этого метода обучения. Основной его формой были особые ролевые игры со вкраплениями драматизации. Они создавали благоприятные условия для успешного развития навыков коммуникации.

Психологические тренинги в СССР проводились в клубе «Маленький принц», созданном в 1981 году российским психологом Аркадием Егидесом. В основном они были посвящены культуре коммуникации. Там же вел свои первые занятия психолог и преподаватель Николай Козлов. Позднее, в 1983 году, он основал свой тренинг-центр «Синтон», который действует и сейчас.

В 1989 году тренинги личностного роста в Россию привезла из США супруга одного из основателей некоммерческого фонда «Лайфспринг» Кэндис Хенли. Занятия содержали элементы психотерапии и предполагали выведение тренером участников из так называемой зоны комфорта. Некоторые из них были крайне жестокими и даже заканчивались трагически, что стало причиной многочисленных судебных тяжб. В Штатах Lifespring в 1990-е годы признали деструктивным культом и закрыли из-за доказанной в суде гибели по меньшей мере 6 человек в процессе обучения. В РФ эта организация сегодня также отнесена к деструктивным психокультам.

В 1990-е годы групповые тренинги в России обрели высокую популярность. Не снижается их востребованность и в 2020-е. Развиваются уже открытые и появляются новые центры («Синтон» и «Позиция» в Москве, «Мастер-класс» в Санкт-Петербурге, «Твой мир» в Самаре, «Альфа Люди» в Новосибирске и так далее).

Отличие от других методов обучения

Чем отличается тренинговое обучение от лекционного, семинарского и моделированного методов? Тем, что в ходе занятия делается основной упор на активное развитие способности человека учиться и получать новые коммуникативные навыки. Если изучить тематику самых популярных бизнес-тренингов, станет понятно, что она тесно связана именно с общением: ведение переговоров, техника успешных продаж, совершенствование лидерских качеств.

Психологи утверждают, что продуктивность занятий с группой выше, чем индивидуальных. Оказывается, все дело в так называемом стадном эффекте – человек, находящийся в составе группы, обладает более высокой внушаемостью, чем за ее пределами. Ее участники взаимообучаются: делятся собственным опытом и получают возможность отрабатывать обретенные навыки друг на друге.

Внутри группы члены коллектива могут проводить эксперименты, пробуя разные стили взаимоотношений. Если проделывать такое на работе или в других условиях реальной жизни, крайне высок риск столкнуться как минимум с непониманием, а как максимум – с агрессивным неприятием и взысканиями. Тренинговая группа – своего рода полигон, где можно практиковать разные модели поведения и наблюдать за результатом.

Преимущества

Групповая форма дает тренеру или психологу (идеальный вариант, когда это один и тот же человек) преимущества, которых нет при индивидуальном занятии. Ее главные плюсы:

  1. Группа – зеркальное отражение общества со всеми его нюансами. Вместе с тем ее участники получают защиту от неблагоприятного влияния внешнего социума, так как пребывают в особых условиях, которые заставляют рефлексировать и осмысливать собственное поведение. Также внутригрупповые взаимодействия помогают оттачивать разные социальные навыки.
  2. Каждый участник группы изучает новые для себя способы коммуникации и контакта с партнерами, выходит на более высокий уровень общения.
  3. В ходе группового тренинга намного лучше, чем на индивидуальном занятии можно давать и получать обратную связь. Ярче всего это выражается во взаимной поддержке: участники могут сопереживать друг другу, ставя себя на место партнера и примеряя его роль.
  4. Обретенный в группе опыт помогает бороться с закрытостью и отчуждением, решать проблемы межличностного характера, «утеплять» отношения с окружающими.
  5. В процессе группового тренинга участникам легче раскрываться и заниматься самопознанием. Они получают возможность сопоставлять свои действия и чувства с ощущениями и поведением других. Это побуждает их к исследованиям самих себя и окружающих.
  6. Благодаря необходимости контактировать с другими, участники тренинга испытывают напряжение, которое помогает лучше справляться с разными психологическими проблемами.
  7. Работа в группе задействует одновременно несколько человек, поэтому полученные результаты будут более ощутимыми и заметными, чем после индивидуальных занятий.

Формы группового тренинга

Прежде чем приступать к выбору формы тренинга для группы, следует узнать, что побудило руководителя заказать такое обучение: например, откорректировать поведение работников, снизить количество конфликтов, повысить продажи посредством применения новых способов общения с покупателем. Без учета специфики компании, настроя и мотивации коллектива занятия окажутся неэффективными, а поставленные цели, соответственно, недостигнутыми.

Когда предварительная информация о предприятии и коллективе собрана, можно определяться с формой, в которой будет проходить обучение.

Форма тренинга Суть Результаты
Дрессировка Применяя жестокие приемы манипулятивного характера и положительное подкрепление, тренер «программирует» желательные модели поведения. Используя отрицательное подкрепление, он «стирает» вредоносные паттерны. Приносит быстрый результат, однако он улетучивается с такой же скоростью. Участники, избавляясь от внутреннего балласта, в итоге теряют и себя, утрачивая доверие к себе. Количество моделей поведения в этой форме тренинга строго ограничено. Негативные побочные эффекты: гиперконтроль собственных действий, чрезмерная зажатость и хронический стресс.
Совершенствование умений и навыков эффективного поведения Отработка и доведение до автоматизма желаемых моделей поведения. Реальная жизнь порой бывает непредсказуемой. Участники таких тренингов, скорее всего, окажутся неподготовленными к нетипичным ситуациям, так как на занятиях они попросту «не проходили» их.
Активное обучение Тренер дает базис знаний по психологии. На основе теории участники оттачивают нужные им навыки и умения. Эти формы считаются самыми результативными. Правда, они требуют серьезной подготовки тренера. Эффективность таких занятий во многом зависит от того, учел ли он особенности сферы деятельности участников.
Создание благоприятных условий для самораскрытия каждого участника Члены коллектива обучаются самостоятельному поиску вариантов решения имеющихся проблем. Тренер лишь дает необходимые для этого знания, помогает проявить скрытые ресурсы участников, которые можно успешно применять в работе.

Тренер, выбравший неэффективную форму дрессировки, несет полную ответственность за те перемены и превращения, которые случаются с участниками. Вместе с тем он совершенно не учитывает их степень осознанности. Это порождает безответственное отношение участников ко всему происходящему в компании. Хороший тренер делит с ними ответственность поровну, подводя их к пониманию, что на исход практически любой ситуации как на тренинге, так и на фирме могут существенно влиять не только тренер или руководитель, но и каждый член коллектива.

Методики и техники работы с группой

Существует ряд основных методик и техник, которые применяют в любой тренинговой группе:

  • дискуссия;
  • игра;
  • медитация;
  • повышение сенсорной чувствительности;
  • моделирование ситуации.

Какие из них предпочесть, сколько и в каком пропорциональном соотношении их использовать в рамках занятия – все это зависит от цели тренинга. Предлагаем подробнее ознакомиться с перечисленными базовыми методиками и техниками. Дополнительно о них можно почитать здесь.

Дискуссия

Групповая дискуссия – коллективное обсуждение конфликтных вопросов и моделей поведения участников тренинга. Применение этой методики позволяет рассмотреть существующую проблему со всех ракурсов, пропустить через себя разные ситуации, возникающие в группе, дать им свою оценку и принять персональное решение. Тему дебатов может предложить как тренер, так и участники.

Рассмотрим пример. В компании «Х» целью тренинга было сформировать команду. Занятие началось с дискуссии его участников. Тренер предложил им обсудить, что такое команда и какие признаки говорят о ее сформированности. В процессе обмена мнениями выяснилось, что коллеги по-разному относятся к самой потребности объединения. Некоторые работники были твердо убеждены, что индивидуальная деятельность приносит лучшие результаты. В этом кейсе дискуссия помогла диагностировать имеющуюся проблему на раннем этапе обучения и позволила тренеру уточнить цель не только для участников тренинга, но и для руководителя, который заказал его проведение.

Игра

Применение игр в групповых тренингах существенно повышает их эффективность. Традиционно они классифицируются на:

  • активизирующие;
  • организационно-деятельные;
  • ситуационно-ролевые;
  • релаксационные;
  • деловые;
  • дидактические;
  • мотивирующие;
  • имитационные;
  • творческие.

На этапе знакомства тренера с участниками игра помогает справиться с неловкостью, лишним напряжением, зажатостью, убрать неосознанные блоки. Также ее используют в качестве диагностического инструмента для выявления сложностей в коммуникации и определенных психологических проблем, которые могут быть у членов коллектива. Игровая деятельность способствует появлению у них новых навыков, оттачиванию умений, важных для профессионального роста. В результате участники получают возможность как следует раскрыться и повысить свой потенциал.

Рассмотрим пример. На предприятии «Z» в рамках тренинга была проведена игра «Молекулы». Тренер поставил участникам задачу по его команде образовать группы из определенного количества человек. В процессе игры, когда ведущий назвал цифру 8, одна группа начала буквально силой собирать себе недостающие «атомы» из других. Те, кого тащили без спроса, активно протестовали. Дошло даже до мелкой потасовки. Затем, коллективно обсуждая свои действия, участники подтвердили, что делали попытки принудительного привлечения новых членов, абсолютно не учитывая их желание. Оказалось, что такая модель поведения характерна для их предприятия. К новичкам, недавно устроившимся к ним на работу, необоснованно предъявляли более высокие требования, чем к коллегам со стажем.

Еще примеры востребованных игр для тренингов

Медитация

Медитацию применяют, чтобы снимать блоки, зажимы и сбрасывать лишнее напряжение у участников тренинга, высвобождая таким образом дополнительные ресурсы. При необходимости тренер может обучить их нескольким приемам, чтобы они потом медитировали самостоятельно.

Упорядочивание состояния участников (как на физическом, так и на эмоциональном уровне)– одна из важных составляющих любого тренинга. Спокойный и уравновешенный работник обладает более высокой стрессоустойчивостью, проявляет гибкость. Кроме того, у него снижается страх перед неопределенностью и неизведанностью. Зачастую ответственные менеджеры и управляющие не способны отдыхать даже во время выходных – они постоянно обдумывают рабочие проблемы и варианты их решения. Действенное средство в такой ситуации – «остановка внутреннего монолога». Это одна из самых эффективных медитативных техник, которой можно обучиться на тренинге.

Повышение сенсорной чувствительности

Техники повышения сенсорной чувствительности помогают участникам тренинга развивать способности восприятия, понимания и оценивания себя, окружающих и, в частности, членов своего коллектива. Благодаря специально подобранным тренером упражнениям сотрудники обучаются получать информацию (вербального и невербального характера) о восприятии их другими людьми, уточнять самовосприятие и отслеживать степень влияния на модели их поведения мнения общественности (остроту реакции на подсознательное «А что люди скажут?»).

Моделирование ситуации

Понять, как человек ведет себя на работе, можно, если предложить ему смоделировать вполне привычную для него ситуацию. К примеру, продавца тренер попросит «продать товар» типичному среднестатистическому покупателю, роль которого играет другой торговец. Такая имитация позволяет участнику тренинга дать оценку своим поведенческим шаблонам и понять, какие из них успешны, а какие, наоборот, проигрышные. Остальные наблюдатели тем временем получают полезный навык анализа рабочей ситуации.

Рассмотрим пример. В магазине «Y» для анализа работы продавца провели видеосъемку его рабочего процесса. Он был убежден, что тренинги ему ни к чему, так как он сам кому угодно даст мастер-класс. Группа во главе с тренером подробно обсудила каждый этап реализации товара и взаимодействия с покупателем. В ходе дискуссии выяснилось, что продавец делает успешные продажи лишь тем людям, которые ведут себя так же, как и он, а остальных считает заведомо неперспективными клиентами. В результате за рабочий день он лишается существенной части потенциальных покупателей, которые были готовы совершить покупку, но не сделали ее из-за погрешностей в коммуникации с продавцом.

Примеры упражнений для группового тренинга

Упражнения, предлагаемые участникам тренинга, нужны для повышения самопознания, знакомства с собственными слабыми и сильными чертами характера, разработки стратегии дальнейшего развития. Они помогают улучшить понимание окружающих и договороспособность. Как правило, их применяют на тренингах, посвященных личностному росту, а также вводят в программу групповых занятий, развивающих уверенность в себе, коммуникативные способности, устойчивость к стрессам.

Приведем несколько примеров: «Цепочки», «Давайте построим...», «Тарелка с водой», «Три предмета». Больше интересных упражнений можно увидеть здесь.

«Цепочки»

Цель: сплотить коллектив и наладить командное взаимодействие между сотрудниками.

Выполнение: Участники тренинга должны встать так, чтобы получился круг, закрыть глаза и вытянуть вперед правую руку. При столкновении с другим человеком нужно сцепиться ею с ним. Потом каждому надо вытянуть левую руку и повторить «слепой» поиск партнера. Тренер внимательно смотрит, чтобы один участник держал за руки двух других. После этого всем разрешается открыть глаза. Теперь перед ними новая задача: распутаться, но не отпускать при этом руки (можно лишь менять положение кистей, чтобы не вывихнуть их). Результат: формирование одного большого круга, нескольких соединенных между собой колец поменьше, отдельных небольших кружков либо пар.

Вопросы для анализа:

  • Понравилось ли вам упражнение? Что именно в нем вам пришлось по душе?
  • Какие ощущения вы испытывали во время выполнения задания?
  • С какими сложностями вы столкнулись?

Комментарий тренера:«Как вы успели заметить, любой коллектив представляет собой большой механизм. Его исправность и бесперебойность работы зависят от каждого сотрудника. Все работники ежедневно делают свой вклад в его функционирование и периодическую отладку. Следующие упражнения помогут нам оценить командную деятельность в нашем коллективе».

«А давайте построим…»

Цель: сплотить коллектив, развить и повысить у сотрудников уровень понимания своих коллег.

Выполнение: Тренер просит участников группы сформировать круг и закрыть глаза. После этого он дает им задание образовать квадрат, не открывая глаз. Когда сотрудники сообщают о его выполнении, ведущий уточняет у каждого, может ли он подтвердить, что все стоят именно квадратом. Открыть глаза разрешается, когда все члены коллектива утвердительно ответили на вопрос тренера. В этом упражнении не обязательно зацикливаться на квадрате – можно выбрать любую другую фигуру.

Вопросы для анализа:

  • Понравилось ли вам упражнение? Расскажите, что именно в нем вам пришлось по душе?
  • Какие сложности у вас возникли при выполнении этого задания? Как вы считаете, почему они появились?

«Тарелка с водой»

Цель: развитие поддержки и взаимопонимания внутри коллектива.

Выполнение: Тренер просит участников группы закрыть глаза и в полной тишине, не произнося ни звука, по очереди передавать друг другу по кругу тарелку, в которую он заранее налил воду. Поиски рук партнера, сигнал о желании передать предмет посредством касания – все это помогает развивать невербальные способы общения.

Вопросы для анализа:

  • Понравилось ли вам упражнение? Как вы считаете, в чем именно у вас возникли трудности?
  • Каким образом можно исправить допущенные ошибки? Что надо предпринять для этого?
  • Что вы чувствовали в процессе выполнения задания?

«Три предмета»

Цель: познакомить участников друг с другом и дать им возможность узнать больше о своих коллегах.

Материалы: Фотоколлаж с 3 предметами.

Выполнение: Тренер демонстрирует участникам группы коллаж, на котором изображены 3 разных и абсолютно не связанных между собой предмета (например, автомобиль, настенные часы, яркий женский браслет с элементами разных цветов). После этого он предлагает им познакомиться в необычном формате. Каждому в порядке очередности надо назвать свое имя, а также отыскать и объяснить группе, в чем заключается связь между ним и предметами на фото. Чтобы избежать неловких моментов, обусловленных непониманием задания, первым начинает сам ведущий, показывая пример:

  • Меня зовут Алексей.
  • Мне нравится кататься на машине летом, ездить за город. Я специально выбираю более длинный маршрут по проселочным дорогам, чтобы любоваться пейзажами, и открываю окна, чтобы наслаждаться запахами природы.
  • А вот опаздывать мне совсем не по душе, поэтому на работу я всегда прихожу вовремя, а на назначенные встречи – даже заблаговременно.
  • В моем гардеробе есть футболки всех цветов, которые присутствуют на браслете.

Это упражнение отлично подходит для совсем недавно сформированных коллективов, члены которых еще не успели познакомиться друг с другом, а сделать это проблематично по разным причинам (большое расстояние между отделами на предприятии, обособленность рабочих мест и так далее).

Правила группового тренинга

Ведущий группового тренинга должен твердо знать его правила и ознакомить с ними участников. В первую очередь он должен сказать, что нормы, которые приняты в реальной жизни, нельзя переносить на занятие, так как это не только не даст желаемого результата, но еще и навредит. Не следует также пытаться внедрять в повседневность нормы, установленные специально для конкретной группы.

Кроме этих законов, существуют и другие:

  • «Тут и сейчас». В ходе тренинга должны рассматриваться только те процессы, ощущения и идеи, которые появляются у участников в текущий момент времени. Благодаря этому у них вырабатывается полезный навык концентрироваться на себе и на том, что делается вокруг них в данную минуту. Наблюдение за человеком в режиме «здесь и теперь» позволяет сформировать выводы о его привычном поведении. На этом следует обязательно сделать акцент для всех участников.
  • Откровенность и открытость. Очень важно, чтобы члены тренинговой группы не говорили неправду и не занимались лицемерием, скрывая настоящие мысли и ощущения. Здоровая личность открыто делится с коллегами или близкими своими чувствами касательно какого-либо события или вопроса. На этом фундаменте выстраивается успешное взаимодействие между людьми. Конечно, в самом начале занятия, сразу же после знакомства, достичь стопроцентного выполнения этого правила нереально. Да и не во всех случаях надо требовать от каждого участника «вывернуть душу наизнанку», ведь они работают вместе, а значит обнародовать глубоко личную информацию будет как минимум некорректно. Вместе с тем все члены коллектива должны ощущать определенную защищенность и получать право откровенничать настолько, насколько они считают допустимым.
  • «Я» вместо «мы». В ходе тренинга налагается табу на фразы вроде: «Все придерживаются такого мнения…», «Мы полагаем…» и подобные. Они дают возможность избавиться от собственной ответственности за высказывания и восприятие, перебрасывая ее на фантомного «мы». Когда участник говорит что-то, ему всегда следует пользоваться местоимением «я». Так можно научить его ответственности за свои слова и принятию себя.
  • Активность. Среди участников группового тренинга никто не должен просто отсиживаться и лишь наблюдать за происходящим со стороны. Отрабатывать предлагаемые тренером упражнения нужно всем без исключения. Если кто-то упрямо отказывается выполнять задания, надо уточнить у этого человека, понимает ли он, зачем здесь находится.
  • Засекреченность. Абсолютно все, что было произнесено на тренинге касательно его участников, – конфиденциальная информация. Строгое соблюдение этого правила позволяет создать атмосферу психологической защищенности и способствовать максимальному раскрытию каждого члена коллектива. При этом не стоит путать информацию личного характера с приемами, техниками и знаниями, которые не только можно, но даже нужно применять за пределами группы в работе и быту.

Более подробно изучить правила группового тренинга можно тут.

Стадии развития группы в тренинге

В ходе тренинга группа проходит 4 стадии развития:

  1. Знакомство.
  2. Распределение ролей.
  3. Стойкая работа участников.
  4. Завершение.

Когда тренер четко знает, как должна развиваться группа во время тренинга поэтапно, он правильно планирует свою работу с ней и предвидит ее поведение. Со стороны кажется, что групповая динамика спонтанна и совершенно неподвластна контролю. Но в реальности она состоит из вполне конкретных и предсказуемых этапов. Знание и отслеживание их позволяет ведущему лучше понимать процессы, происходящие в группе в ходе занятия.

Знакомство

На первом этапе группового тренинга его участники осматриваются, знакомятся друг с другом, оценивают окружающих людей и ситуацию в целом. Каждый пытается понять, насколько ему тут комфортно, с кем ему придется сейчас контактировать, можно ли «включать» с другими максимальную откровенность, каким образом лучше презентовать себя.

Характерные особенности:

  • участники рассаживаются на расстоянии друг от друга, некоторые стараются держаться подальше, а личные вещи оставляют как можно ближе к себе;
  • практически все принимают какую-либо из закрытых поз (скрещенные на груди руки, «нога на ногу» и подобные);
  • отсутствующая или слабая коммуникация между участниками;
  • минимум вопросов и протестов;
  • более-менее четкое выполнение заданий, соблюдение установленных правил;
  • невысокая активность, позицию лидера удерживает ведущий.

Что делает тренер: разъясняет правила работы в группе, знакомит участников друг с другом, создает обстановку, располагающую к комфортному и плавному переходу на следующий этап.

Распределение ролей

На втором этапе в группе выделяются лидеры. Благодаря им повышается градус эмоциональности во взаимодействиях участников. Они побуждают группу к активности, берут на себя организацию работы в микрогруппах. С другой стороны, лидеры также способны вносить разлад (менять тему дискуссии, постоянно возражать и возмущаться).

Характерные особенности:

  • разбивка участников на микрогруппы по 2-3 человека;
  • повышение интенсивности коммуникации, которая может периодически отступать от заданной темы;
  • рассеянность при выполнении заданий, нарушение установленных правил;
  • высокая активность внутри микрогрупп: люди задают вопросы, чтобы прояснить для себя непонятные моменты, стремятся уточнить услышанное, а также возражают;
  • выделение нескольких «звезд» – самых ярких участников.

Что делает тренер: направляет в нужное русло нарастающую энергетику группы, повышает динамику (усложняет задачи и просит выполнять их быстрее), «перетасовывает» участников в микрогруппах в разных упражнениях, чтобы ускорить их адаптацию друг к другу.

Стойкая работа участников

На третьем этапе наблюдается пик работоспособности: все участники сконцентрированы на достижении поставленной цели и усердно работают в этом направлении. У них складываются доверительные отношения, они проявляют готовность сотрудничать. Обстановка внутри группы спокойная и комфортная.

Характерные особенности:

  • спокойные лица, открытые позы, отсутствие напряжения и скованности;
  • высокий уровень активности;
  • готовность к восприятию замечаний и критики;
  • способность к выполнению самых трудных упражнений;
  • соблюдение правил или адаптация их под потребности участников;
  • сосредоточенный настрой.

Что делает тренер: держит группу в работоспособном состоянии, подстегивает активность, объясняет наиболее сложные моменты, дает качественный и беспристрастный фидбэк.

Завершение

Это финальный этап. Общение подходит к концу, после чего группа подводит итоги занятия: каждый участник сообщает, что он получил в результате тренинга (ценные идеи, модели поведения, техники взаимодействия и так далее). Настроение у всех благодушное и приподнятое. Активность сохраняется.

Характерные особенности:

  • максимальный уровень раскрепощения участников;
  • активная коммуникация с обменом сделанными выводами;
  • дружелюбное настроение и даже в какой-то мере огорчение из-за того, что тренинг заканчивается.

Что делает тренер: помогает каждому участнику определить для себя главное и сделать итоговое резюме. Получает от них фидбэк, занимается организацией обмена контактами, важной информацией. Завершает занятие на позитивной ноте.

Профессиональный тренер или профан: как понять?

К сожалению, сегодня нередки случаи проведения групповых тренингов не профессионалами своего дела, а профанами, главная цель которых – банальный заработок. Как распознать, кто есть кто, и отличить квалифицированных специалистов от шарлатанов? Последние обычно хвастают «громкими» дипломами иностранных вузов, а вот образование в сфере психологии (даже базовое) у них отсутствует. Они знают наизусть множество разных упражнений и разбираются в последовательности их выполнения участниками группы. Как правило, каждый их тренинг подчинен строгому тайм-менеджменту. Большинство руководителей подкупает такая пунктуальность и продуманность. Однако они упускают важный момент: нет никакого учета специфики компании, тренер не владеет знаниями, как работать с коллективом, из-за чего просто не способен решать спонтанно возникающие проблемы. В результате «модное» занятие не приносит желаемых плодов работникам фирмы. Хуже всего то, что они зря тратят свое время и получают искаженное мнение о тренинге как о бесполезном времяпровождении.

Рассмотрим пример такой профанации. Кадровик предприятия, где с коллективом проводили групповой тренинг, была очень удивлена и возмущена, так как тренер вообще пренебрег общением с ней и не пожелал узнать нюансы работы в этой компании, не счел нужным даже поинтересоваться, какой цели хотело достичь руководство благодаря занятию. В результате у сотрудников отсутствовало малейшее понимание, для чего их «притащили» и заставляют выполнять какие-то странные действия. Создалось впечатление, что тренер, как школьник, вызубрил наизусть материал и рассказывает его, как на экзамене. Только не на оценку, а за деньги.

Сегодня на предприятиях крайне редко можно увидеть в штате психолога. Почему-то считается, что он не нужен. Зато высок спрос на эйчаров и тренинг-менеджеров. А ведь эти профессии предполагают работу с людьми и, соответственно, отличное знание психологии. Поэтому идеальный тренер – тот, у кого есть сразу два образования: в области психологии и менеджмента. Такой специалист лучше всего будет понимать специфику работы компаний.

Подведем итоги

Одно из обязательных условий успешного достижения производственных целей – сплоченность коллектива. Приятельское, дружелюбное общение в рабочее время и после него, содействие, поддержка и взаимопомощь – залог здорового социально-психологического микроклимата в нем. Психологи утверждают, что на отношение к своей сфере деятельности, уровень мотивации и стремление к профессиональному росту во многом влияет качество взаимоотношений между сотрудниками. Чем они лучше, тем более высокой будет результативность целого коллектива. Именно поэтому важно периодически проводить групповые тренинги на предприятии. Ведь профилактика всегда обходится дешевле, чем «лечение» возникших проблем. Кроме того, такие занятия позволяют избежать их в будущем, поддерживая бесперебойную функциональность и эффективность команды работников.

Автор статьи:

Материал обновлен: 03.12.2022 г.

Отзывы и обсуждения