Тренинги для младших школьников

Тренинги для младших школьников

Каждый ребенок по-своему уникален и обладает собственной индивидуальностью. Некоторые любят играть в одиночестве, рисовать или читать, другие жить не могут без компании и подвижных игр. Однако школьная жизнь предполагает постоянное пребывание в коллективе, поэтому в течение первых лет учебы большинству детей нужно помочь самореализоваться, повысить самооценку и преодолеть барьер в общении. Этим целям служат разнообразные тренинги для младших школьников, которые проводят в общеобразовательных и внешкольных учреждениях.

Специфика

Дети на тренинге сидят за круглым столом

Если отталкиваться от когнитивной теории Жана Пиаже, то на возраст с 7 до 11 лет приходится период, когда мышление ребенка ограничено проблемами, которые касаются тех или иных реальных объектов. Школьное обучение означает для детей новый коллектив, изменение ведущего вида деятельности с игрового на учебный, что изменяет уклад жизни и положение ребенка, у него появляется обязанность учиться. При этом зачастую мыслительная деятельность еще полноценно не сформирована, что осложняет процесс обучения. Кроме того, произвольное внимание ребенка слабо и неустойчиво. Все эти факторы провоцируют стресс, который нельзя оставлять без внимания.

Наиболее эффективным способом развивающей работы с младшими школьниками считается тренинг. Исходя из особенностей возрастной периодизации, дополнительные занятия для учащихся 1–4 классов по большей части направлены на развитие таких свойств:

  • концентрация, распределение и переключение внимания;
  • слуховое и зрительное восприятие;
  • логику и пространственное мышление;
  • произвольность деятельности;
  • уверенность в себе;
  • творческие способности;
  • мотивацию и интерес к учебе, повышение успеваемости.

Тренинги могут проводиться в индивидуальной форме, но групповые занятия признаны более эффективными, поэтому они пользуются большим успехом. Кроме того, для детей младшего школьного возраста занятия должны быть игровыми и увлекательными, а это гораздо легче организовать в коллективе.

Примеры содержания

Тематика тренингов для учащихся младших классов может быть самая разная, однако принципы построения занятий принципиально не отличаются. Они включают в себя такие элементы:

  • Сюжетно-ролевые игры. Это, можно сказать, костяк любого тренинга, к которому можно добавлять другие методики и инструменты. Именно ролевая игра делает занятие интересным, позволяет моделировать разные ситуации и обыгрывать возможные варианты поведения. Хорошо зарекомендовали себя такие разновидности ролевых игр, как сказкотерапия и кинотерапия.
  • Упражнения на релаксацию помогают детям научиться концентрироваться и расслабляться, переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Актерские техники направлены на умение четко озвучивать свое мнение, постановку голоса и дыхания.
  • Разные диагностические методики дают возможность выявить проблемы каждого отдельного ребенка и скорректировать его образовательный процесс.
  • Арт-терапевтические методы положительно влияют на эмоциональную сферу младшего школьника, направляют его энергию в созидательное, творческое русло, противостоят агрессивным и депрессивным настроениям.
  • Подвижные игры дают выход накопившейся энергии, учат детей работать по правилам в составе команды, поддержке и взаимовыручке.

Если занятия проходят во внешкольных учреждениях, то к проведению тренингов нередко привлекают родителей. Таким образом, они могут видеть достижения своего ребенка, напрямую получать обратную связь от преподавателей, а при необходимости получить индивидуальную консультацию психолога.

Топ тренингов

Младшие школьники очень уязвимы в психологическом плане. Нередко, чтобы раскрыть их таланты и способности, необходимо поместить их во внешкольную среду, где они смогут развиваться в обстановке психологической безопасности. Чаще всего это различные детские и семейные клубы и центры с опытными преподавателями и проверенными тренинговыми программами. В табличке приведена информация о некоторых из них.

Организатор Форма обучения Краткое описание Стоимость
Семейный клуб «Мозаика» (Реутов, Московская область) Очно Клуб работает с 2012 года и использует только проверенные методики с максимальным погружением в среду и акцентом на игровую форму подачи материала, ориентированные на результат. Курс для детей 7-10 лет «Природная грамотность» направлен на приобретение и закрепление навыка грамотного письма. Участники не запоминают формулировок правил грамматики, но пользуются ними на подсознательном уровне. Занятия проходят дважды в неделю и длятся по 60 минут. Ученики выполняют упражнения-файлы по пунктуации и орфографии, а также проходят тестирование. Преподаватель Марина Маслова, педагог-психолог, работает в клубе со дня его основания. Стоимость необходимо уточнять у работников клуба
Центр развития ребенка «АБВГДейка» (Пермь) Очно В центре проводят курсы для дополнительного интеллектуального развития детей. Большой популярностью у родителей пользуются тренинги по ментальной арифметике. Программа проверена более чем 25-летним опытом по всему миру и максимально эффективна для детей от 4 до 12 лет. Участники обучения развивают способности устного счета, логику, наблюдательность, воображение, приобретают фотографическую память. При помощи нейрогимнастики дети учатся одновременно проводить разные действия в разных полушариях мозга, улучшают показатели IQ. Как результат – способность в уме складывать и вычитать трех-, четырехзначные числа и улучшение успеваемости в школе. Стоимость необходимо уточнять у организаторов
Детский психологический центр «Обыкновенное чудо» (Челябинск) Очно Центр предлагает записывать детей от 6 до 12 лет на тренинг «Школа внимания», разработанный нейропсихологами и педагогами для развития интеллекта и внимания. Курс рассчитан на 9 месяцев, занятия проходят дважды в неделю по 45 минут. Есть также экспресс-курс – это по 3 часовых урока в неделю на протяжении 5 недель. Специально подобранная система упражнений направлена на коррекцию и развитие всех базовых психических функций. В первую очередь на данную программу стоит записывать детей непоседливых, неспособных сосредоточиться на уроках и домашних заданиях. Ведущие Ольга Михуто, детский психолог, Екатерина Пырьева, клинический психолог и Надежда Наумова, логопед-дефектолог. 1500 рублей абонемент на 5 занятий
Психологический центр «Город» (Санкт-Петербург) Очно

Центр предлагает услуги профессиональных психологов для семей и детей. Среди них индивидуальные тренинги по развитию памяти, мышления и внимания для младших школьников. В ходе встреч специалист определяет слабое место, из-за которого у ребенка появились трудности в обучении, и составляет коррекционный план занятий.

Он пошагово восстанавливает проблемные зоны, подтягивает необходимые знания и умения. Кроме того, ребенок учится преодолевать трудности и искать верные решения. Занятия длятся 30, 40 или 60 минут, исходя из возраста школьника. Ежемесячно составляет отчет о проделанной работе. Ведущая Виктория Галигузова, психолог.
1100, 1200 или 1500 рублей в зависимости от продолжительности занятий
Международная школа лидерства JLIDER (Екатеринбург, Тюмень) Очно «Я – лидер будущего» – это годовая программа для детей 7-10 лет. Занятия проходят один раз в неделю. Используют такие формы работы, как ролевые игры, кейсы, психологические тренинги, техники командообразования и постановки голоса, кинотерапия и сказкотерапия. В результате участники повышают свой интеллектуальный и творческий потенциал, учатся преодолевать страх, справляться со стрессом, быть уверенным в самых разных ситуациях. Школьники прорабатывают эмоции через танец и пение, актерское мастерство, прокачивают память и внимание. Ведут занятия дипломированные психологи. 11900 рублей в месяц, можно оплачивать наличными, в безналичной форме или материнским капиталом
Центр развития «ТЛК» (Екатеринбург) Очно «ТЛК» расшифровывается, как «Талант, Лидерство, Креатив». Именно по таким направлениям уже больше 20 лет работает центр. Программа «Точка равновесия" разработана для детей 6-8 лет. Она рассчитана на 3 месяца (24 часа обучения). Занятия проводят по понедельникам и пятницам с 17:00 до 18:00. Уроки представляют собой систему специальных упражнений, призванных развивать головной мозг ребенка и формирование у него высших психологических функций (речь, письмо, мышление, память). Развитие эмоционально-волевых и познавательных процессов происходит через воздействие на двигательную и сенсорную сферу ученика. Ведущая Ольга Хвалько, тренер-психолог, нейропсихолог. Стоимость необходимо уточнять у организаторов
Консультационно-тренинговый центр «Свет маяка» (Ростов-на-Дону) Очно Для тихих, стеснительных или наоборот слишком активных детей центр организовывает арт-терапевтические тренинги. Они очень эффективны в младшем школьном возрасте (7-10 лет), поскольку учат правильно выражать свои чувства и эмоции, правильно интерпретировать происходящее и адекватно реагировать. Творческие занятия помогают снять раздражительность и обидчивость, страхи и тревожность, улучшить сон и повысить успеваемость в школе. Скрытая энергия ребенка направляется в конструктивное русло, а возможность создавать прекрасное своими руками настраивает на позитивное восприятие окружающего мира. По вопросам стоимости необходимо обращаться к администрации центра

Психологические тренинги для младших школьников можно дополнять и другими видами развития ребенка. Наиболее популярные среди них в плане прокачки интеллекта, внимания и памяти – занятия по ментальной арифметике, природной грамотности, а также шахматы. Творческую составляющую помогают развивать занятия музыкой, танцами, изобразительным искусством, а настойчивость в достижении поставленной цели – спорт.

Автор: Сергей Пастернак

Автор статьи:

Отзывы и обсуждения