Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку

Задания ЕГЭ по русскому языку составлены строго по школьным учебникам и не содержат ничего, что не входит в программу. Справиться с ними в состоянии любой одиннадцатиклассник, если накануне экзамена разберет все типы вопросов и проработает основные темы.

Официальный источник

Сборник типовых экзаменационных вариантов ОГЭ по русскому языку

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для ЕГЭ разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). На его официальном сайте опубликовано три главных документа: демоверсия экзамена, кодификатор и спецификация. Они невелики по объему, каждый занимает всего 3-5 страниц, но в них содержатся все основные моменты:

  • перечень тем (пунктуация, орфография, языковые нормы и т.д.);
  • количество вопросов по каждой теме и баллы, которые можно за них получить;
  • образцы бланков и заданий;
  • требования к базовому и профильному уровню подготовки;
  • регламент экзамена и проверки.

Вместе с этими документами здесь можно скачать словарик паронимов и орфоэпический словарик. Отдельно в кодификаторе указаны требования к выпускникам национальных школ, где обучение шло не на русском языке.

Первая часть

Вся первая часть экзамена – это 26 вопросов с коротким ответом. Они делятся на 3 типа:

  1. несколько вариантов ответа, и только один правильный;
  2. несколько вариантов ответа, и несколько из них – правильные;
  3. вариантов ответа нет, нужно написать его самостоятельно.

Все задания первой части, кроме последних двух, – базового уровня сложности. Они охватывают следующие разделы: орфография, пунктуация, языковые нормы, выразительность речи, а также речь и текст, лексика, фразеология.

Разбор заданий, алгоритмы выполнения, шпаргалки

Чтобы получить наглядное представление о заданиях ЕГЭ по русскому языку, можно посмотреть демонстрационный вариант. Разбор предложенных в нем вопросов и выработка алгоритмов решений поможет уверенней чувствовать себя на экзамене.

Задания №1–3

Вопросы с 1 по 3 очень просты и привязаны к одному небольшому тексту. Последовательность выполнения этой группы заданий – на рисунке ниже.

Алгоритмы выполнения заданий №1-3 ОГЭ по русскому языку

Задания №4-5

Они настолько элементарны, что некоторые выпускники вообще не считают их заданиями. В №4 требуется исправить ударение, а в №5 – найти лексическую ошибку и подобрать пароним к выделенному слову. Для подготовки достаточно заучить несколько страниц из орфоэпического словника и словарика паронимов, которые прилагаются к контрольно-измерительным материалам.

В заданиях №4-5 экзамена по русскому языку используется только лексика, опубликованная в словниках ФИПИ. Однако пользоваться этими материалами на испытании не разрешается. Поэтому их содержимое нужно выучить наизусть.

Задание №6

Здесь требуется прочитать предложение и найти в нём лексическую ошибку. При подготовке можно использовать шпаргалку, приведенную на рисунке.

Шпаргалка к заданию 6 - речевые ошибки ОГЭ по русскому языку

Задание №7

Это задание – на умение образовывать формы множественного числа и склонять их. Объективно оно не слишком сложное. Для его выполнения нужно повторить правила склонения существительных, местоимений и числительных. Полезно также регулярно заниматься разбором аналогичных заданий ЕГЭ по русскому языку из открытого банка ФИПИ.

Задание №8

Оно считается очень сложным, пугает многих одиннадцатиклассников, зато «ценится» выше всех остальных в первой части. Его суть в том, чтобы прочитать предложения и определить, какие виды грамматических ошибок в них допущены. В самом задании таких видов будет 5, но чтобы хорошо подготовиться к экзамену, нужно разобрать 10.

Тип ошибки Пример ошибки Исправление
Нарушение в построение предложений с причастными оборотами «Поражающий парк в Павловске своей красотой привлекает внимание туристов» «Парк в Павловске, поражающий своей красотой, привлекает внимание туристов»
Нарушение в построении предложений с деепричастными оборотами «Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа» «Проезжая мимо станции, я потерял шляпу»
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом «По истечению восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде» «По истечении восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»
Ошибка в построении сложного предложения «Учитель объяснил то, как важно писать грамотно» «Учитель объяснил, как важно писать грамотно»
Неверное употребление числительных «Двое тигров охотились на антилоп» «Два тигра охотились на антилоп»
Неверное построение предложений с косвенной речью «Пушкин говорил про себя, что я великий поэт» «Пушкин говорил про себя, что он великий поэт»
Неправильное построение предложений с однородными членами «Наука опирается и изучает законы природы» «Наука опирается на законы природы и изучает их»
Неправильное построение предложений с несогласованным приложением Я читаю книгу «Войну и мир» Я читаю «Войну и мир»
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым «Те, кто умеют ждать, достигают цели» «Те, кто умеет ждать, достигает цели»
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм «Он берёт косу и пошёл на луг» «Он берёт косу и идёт на луг»

Задания №9–15

Все вопросы с 9 по 15 касаются орфографии и редко вызывают серьезные затруднения. Для подготовки необходимо повторить следующие темы:

  • чередование безударных гласных в корне;
  • правописание приставок и суффиксов;
  • спряжение глаголов;
  • слитное и раздельное написание «НЕ»;
  • приставки и предлоги в наречиях;
  • правописание -Н- и -НН- в частях речи.

Задания №16–21

Эта категория вопросов – на знание правил пунктуации. При подготовке, помимо обычных разборов заданий и тренировок, есть смысл использовать такой лайфхак:

  • взять любую книгу, газету или журнал, открыть на любой странице;
  • произвольно выбрать предложение или целый абзац;
  • прямо в тексте карандашом сделать схемы выбранных предложений.

Как ни странно, именно построение схем, которое практикуется в начальной школе, а дальше будто бы забывается, лучше всего помогает выпускникам при разборе заданий ЕГЭ на пунктуацию.

Задания №22–26

Эта группа вопросов привязана к довольно объемному отрывку текста. Во второй части по нему же будет писаться сочинение. Для выполнения заданий №22–26 можно воспользоваться алгоритмами, которые показаны на рисунках ниже.

Алгоритм выполнения заданий 22-24 ОГЭ по русскому языку

Алгоритм выполнения заданий 25-26 ОГЭ по русскому языку

Вторая часть

Во второй части ЕГЭ по русскому – всего одно задание. Оно проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. По форме это классическое школьное сочинение.

Среди одиннадцатиклассников бытует мнение, что вторая часть необязательна, относится к профильному уровню, и главное – выполнить первую. Действительно, если задания №1-26 сделаны идеально, они принесут гарантированную четверку за экзамен. Однако заработать пятерку без него фактически невозможно.

Итак, что должно быть в сочинении? Самую весомую часть в оценке занимает способность выразить собственное отношение к проблеме и проиллюстрировать его уместными примерами. При этом нужно иметь в виду:

  • сочинение короче 70 слов не засчитывается, а высший балл можно получить только за текст длиннее 150 слов;
  • переписывать исходный текст нельзя, допустимы только короткие цитаты.

Среди важных требований – умение понять, какая проблема вообще затронута в тексте, как автор сам к ней относится, и оценить его позицию – согласиться с ней или нет. Свою роль играют соблюдение этических норм и фактологическая точность, связность и цельность текста, точность выражения мысли, а также отсутствие грамматических ошибок, соблюдение речевых норм, пунктуационная и орфографическая грамотность.

Изменения за последние 3 года

ЕГЭ в целом не меняет ни своей формы, ни содержания. Но корректировка мелких нюансов все же происходит регулярно, поэтому нужно пользоваться только актуальной литературой для подготовки.

Так, с 2017 по 2020 год в ЕГЭ по русскому языку добавлены два задания и скорректированы правила написания сочинения. Разберем эти перемены по порядку.

В 2018 году появилась проверка знания лексических норм (теперь это №6 в первой части). В 2019 году в первую часть ввели задание на так называемый «пунктуационный анализ». Тогда же внесены корректировки в блок тестовых вопросов по орфографии: если раньше на одно задание давали список из 5–10 слов, теперь их по 10–15.

С этого же времени изменились требования к сочинению. Теперь надо не только приводить примеры, которые иллюстрируют проблему, но и объяснять их значение и смысловую связь между ними. С 2020 года за это можно получить дополнительный балл.

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку есть смысл уделить больше времени демоверсиям, спецификации, кодификатору и словарям паронимов и ударений. Также важно больше читать, тренироваться писать сочинения. Все эти меры в совокупности помогут получить максимально высокую оценку.

Автор статьи:

Материал обновлен: 19.07.2020 г.

Читайте далее

Отзывы и обсуждения