ОГЭ по английскому языку

Хотя ОГЭ по английскому считается непростым, на его сдачу записывается немало учеников. В основном, это девятиклассники, которым языки даются легко, или школьники, с ранних лет занимающиеся на дополнительных курсах. Некоторых подталкивают к этому решению родители, осознавая необходимость знания английского для дальнейшего образования, трудоустройства, путешествий и т.д.

Как подготовиться

Флаг Великобритании, часы Биг-Бен и телефонная будка

Итоговая аттестация после 9 класса требует владения языком на уровнях А2 (слабый средний) и В1 (средний) по общеевропейской классификации. Поэтому ребята, прилежно изучавшие этот предмет на протяжении предыдущих лет, вполне смогут справиться с подготовкой к ОГЭ по английскому самостоятельно. Если же с освоением школьной программы возникают проблемы, начинать подготовку необходимо в самом начале учебного года, и без помощи репетитора, скорее всего, не обойтись.

Ребятам, которые уже несколько лет посещают языковые курсы и по уровню обогнали школьную программу 9 класса, придется только проработать структуру КИМ и практическую часть испытания. Для этого будет достаточно двух-трех месяцев планомерной работы.

При подготовке к сдаче экзамена специалисты советуют обратить внимание на такие моменты:

  • Практика показывает, что наибольшие затруднения у учащихся вызывает грамматика и лексика. Ошибки чаще всего встречаются в определении формы глаголов, словообразовании (префиксы, суффиксы, приставки), преобразовании слов в требуемые грамматические формы.
  • Чтение многие считают самой простой частью испытания, однако и здесь есть «подводные камни». Нужно не только понять, о чем идет речь в тексте, и быть готовым ответить на поставленные вопросы, необходимо как следует поработать над произношением, интонацией и паузами.
  • Эксперты рекомендуют учащимся освоить такие техники, как Skimming (беглое чтение текста для понимания заложенного в него смысла) и Scanning (поиск нужных словесных конструкций или отдельных слов).
  • Желательно больше погружаться в языковую атмосферу. Полезно читать книги и журналы, смотреть передачи и слушать песни на английском языке. Можно декламировать стихи и монологи, петь, слушать адаптированные под возраст аудиокниги и повторять некоторые отрывки из них. При этом лучше ориентироваться именно на британские ресурсы, поскольку американское или австралийское произношение сильно отличается от «эталонного» языка.
  • Необходимо приучить себя читать экзаменационное задание полностью, даже если оно кажется совсем простым. Обычная невнимательность может стоить очень дорого. Поэтому, прослушивая фрагмент, лучше делать пометки в черновике и только после размышления выбирать подходящий вариант.
  • Стратегию выполнения каждого упражнения нужно прорабатывать заранее на практических примерах. Если при прохождении тренировочного теста обнаружились пробелы в знаниях, надо обязательно вернуться к проблемной теме и еще раз ее повторить.

Для отработки навыка написания текста стоит действовать по такому алгоритму. Сначала в течение 5 минут нужно ознакомиться с заданием, затем еще столько же выделить на составление плана, затем за 10 минут написать текст на черновике и еще за 10 минут переписать его в чистовик. Такой подход поможет правильно структурировать текст, а также выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, нужно запомнить, как правильно оформляется письмо (обращение к собеседнику, написание даты и адреса, прощание).

Демоверсия

В отличие от других экзаменов, на сайте ФИПИ размещены сразу две демоверсии ОГЭ по английскому: одна касается письменной, а вторая устной части испытания. Девятиклассник из этих документов почерпнет достоверную информацию о том, как будет проходить экзамен, сколько времени выделяется на каждый его элемент, как правильно записывать ответы.

Для отработки устной части в архивную папку вложен 23-минутный аудиофайл в формате mp3. Он полностью симулирует испытание (с инструкциями, вопросами, паузами и примерами ответов). Кроме того, отдельно добавлена аудиозапись, помогающая подготовиться к ответу на вопрос №2 устной части.

Ученику предоставляется возможность потренироваться работать с бланком КИМ, попробовать решить версию, составленную из типовых заданий, чтобы определить уровень своей готовности и выявить проблемные темы, требующие более детальной проработки. Важно также обратить внимание на критерии оценивания работы, чтобы избежать недоразумений во время сдачи экзамена.

Кодификатор

Основа основ для организации подготовки к ОГЭ – кодификатор, утвержденный ФИПИ. Он представляет собой систематизированный перечень всех требований к знаниям ученика. Повторять курс английского нужно именно по кодификатору: это станет гарантией того, что ни одна нужная для экзамена тема не будет пропущена. Информация в нем поделена на 2 раздела.

Первая часть детально описывает, какими конкретными навыками должен владеть ученик. В частности, от девятиклассников требуется:

  • вести диалог, соблюдая нормы этикета, задавать вопросы и отвечать на них, обмениваться мнениями, отстаивать свою позицию;
  • уметь составлять монолог о себе, своей семье, друзьях, увлечениях и интересах, о своей стране, описывать события, пересказывать прочитанный текст, характеризовать персонажей;
  • понимать на слух содержание несложных текстов, определять их тематику, отделять основные факты от второстепенных, использовать контекст;
  • читать разножанровые тексты, понимать смысл, выделять необходимую информацию, определять основную мысль и тему (в т.ч. по заголовку), разбираться в логической последовательности фактов, выражать свое мнение;
  • писать личные письма, поздравления, заполнять всевозможные анкеты и формуляры, сообщать о себе и благодарить адресата;
  • общаться на иностранном языке, описывая особенности своей страны и культуры, находить возможности для коммуникации при дефиците речевых средств;
  • владеть основными языковыми навыками (орфография, фонетика, лексика), знать слова и словосочетания, реплики-клише, нормы словообразования, уметь строить простые и сложные предложения.

Во второй части перечислены все проверяемые темы в соответствии с Федеральным компонентом госстандарта ООО. Они касаются таких направлений подготовки, как говорение (диалог и монолог), аудирование, чтение, письмо, языковая сторона речи (произношение, грамматика и лексика). Также обращается внимание на предметное содержание речи, т.е. тематику общения (школа, досуг, семья, путешествия, выдающиеся люди и др.).

Ресурсы для подготовки

Всю основную информацию можно найти на официальных порталах Федерального института педагогических измерений и «ГИА9». Здесь размещают материалы, касающиеся ОГЭ будущего года: демоверсии, аудиозаписи, спецификацию и кодификатор. Условия проведения экзамена, количество и типы вопросов, критерии оценивания периодически изменяются, поэтому зачастую такие же материалы предыдущего года использовать уже нельзя. Здесь же можно найти банк заданий с ответами и комментариями, а также целый ряд практических советов по самостоятельной подготовке к испытанию.

Не обойтись на подготовительном этапе и без учебников. Желательно пользоваться пособиями, выпущенными для года сдачи экзамена и учитывающими все нововведения. Специалисты рекомендуют приобретать такие методические материалы:

  • Серию учебников от издательства Macmillan Exam Skills for Russia, которые ориентированы на разные аспекты ОГЭ (говорение, грамматика и лексика, тексты для подготовки). Так, например, пособие по говорению содержит свыше 500 коммуникативных заданий, видеосюжеты на диске, бесплатные аудиофайлы и материалы для учителей. Кроме того, купив учебник, школьник получает код доступа к онлайн-тренажеру устной части экзамена.
  • О.В. Терентьева, Л.М. Гудкова «Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ».
  • В.В. Нежерицкая «Английский язык. Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ».
  • Ю.А. Смирнов «Английский в фокусе 5-9 класс. Сборник устных тем для подготовки к ОГЭ (ГИА)».
  • К.В. Комиссаров, О.И. Кирдяева «Звездный английский Starlight. Тренировочные упражнения в формате ГИА».

Что касается интернет-ресурсов для подготовки к ОГЭ по английскому, то в них недостатка не ощущается. Девятиклассники могут выбрать любой учебный сайт, исходя из своих предпочтений. Главное, чтобы задания на нем соответствовали актуальной версии КИМ. Например, всегда свежие и проверенные материалы размещают на образовательном портале «Сдам ГИА»: здесь ученику предоставляется возможность выполнить до 1500 упражнений по всем темам, предусмотренным кодификатором. Решать задания можно в произвольном порядке или сформировать для себя тест согласно требованиям, утвержденных контрольно-измерительными материалами. Кроме того, разработчики ежемесячно составляют контрольный вариант, после чего система проверяет ответы, указывает на огрехи и выставляет оценку. Также хорошие отзывы от девятиклассников получил сервис «ЯндексРепетитор», при помощи которого удобно организовывать репетицию экзамена.

Как сдать

Общее время, выделяемое на сдачу ОГЭ по английскому языку, – 135 минут. Оно распределено на два элемента экзамена. Письменную часть работы необходимо выполнить за 2 часа (120 минут), а на устную часть отведено всего 15 минут.

Письменная часть ОГЭ

Письменная часть работы выполняется на бланках ОГЭ. Она состоит из 32 заданий, скомпонованных в 4 раздела:

  • Аудирование. Школьник прослушивает несколько текстов (диалоги, высказывания), после чего выполняет по ним 8 упражнений. Обычно на эту часть рекомендуют тратить не более 30 минут.
  • Чтение. Здесь также 8 заданий на понимание текстов (наличие или отсутствие определенных утверждений в них) и информационный поиск. Однако теперь школьник тексты не слушает, а читает. Ориентировочное время – 30 минут.
  • Грамматика и лексика. Это 15 задач, предполагающих приведение слов к лексической и грамматической норме. Эту часть нужно проходить максимально быстро (но внимательно), помня о том, что дальше идет довольно большое задание.
  • Письмо. Этот раздел содержит всего одно задание, но оно показывает комплексное владение ученика иностранной речью. Девятикласснику предлагают написать личное письмо. При этом необходимо не только составить текст, передающий определенный смысл, но и соблюсти все языковые нормы (оформление, приветствие, прощание и т.д.).

В первых трех разделах все вопросы предполагают краткие ответы. Они могут быть в виде одной цифры (задания №3–8, 10–16), последовательности цифр (задачи №1, 2, 9), слова или нескольких слов (№17–31). Ответы можно записывать непосредственно в тексте работы, а затем, незадолго до окончания испытания, перенести в бланк ответов №1. Каждая буква или цифра вписывается в отдельную клеточку, без запятых, пробелов или иных символов.

Задание №32 с развернутым ответом лучше сначала выполнить на черновике, а затем переписать на бланк ответов №2. Но стоит помнить о времени: если ученик не успеет перенести текст на бланк, то его записи на черновике экспертом оцениваться не будут. Также важно соблюсти требования по объему письма (100-120 слов). Если будет меньше 90 слов (включая вспомогательные), то работа не будет оценена. Если же текст получится слишком большой (свыше 135 слов), то экзаменатор учтет только 120 слов, а остальное пропадет впустую, да еще и нарушится структура письма. Пользоваться чем-либо, кроме черновика, на экзамене запрещено.

При подготовке к выполнению задания №32 из этой части ОГЭ можно пользоваться готовыми шаблонами и образцами писем на английском языке. Они помогают заучить до автоматизма ключевые фразы, структуру и способ оформления.

Устная часть работы

Устная часть ОГЭ (говорение) состоит всего из трех заданий. Каждое из них предполагает развернутый ответ:

  • Первое – чтение вслух научно-популярного текста небольшого объема. Ученик имеет полторы минуты на подготовку.
  • Второе – проверка диалогической речи. Школьник слушает аудиозапись условного телефонного опроса и отвечает на 6 вопросов.
  • Третье – монолог. Учащемуся необходимо за полторы минуты подготовить связное высказывание из 10-12 фраз на предложенную тему, опираясь на план.

Каждое следующее задание ученику выдают после завершения предыдущего. Чтобы впоследствии не возникало проблем относительно объективности экспертов, весь процесс фиксируется на звуковой носитель. Вопросы второго задания школьник слышит на аудиозаписи. Чтобы получить высокую оценку, нужно точно следовать плану ответа, придерживаться темы и выговаривать слова ясно и четко. Эта часть экзамена предполагает наличие в аудитории компьютера с необходимыми программами и гарнитурой или лингафонного кабинета.

Оценивание работы

Говоря о критериях оценивания ОГЭ по английскому языку, следует отметить, что школьникам предлагают выполнить задания разного уровня сложности.

Уровень сложности Число заданий Максимальный первичный балл Процент от максимально возможного результата
Уровень 1 19 33 49
Уровень 2 16 35 51
Итого 35 68 100

Максимальный балл ОГЭ по английскому составляет 68. При этом письменная часть оценивается в 53 балла, а устная – в 15. «Стоимость» каждого отдельного ответа такова:

  • Задания №3–8 и 10–31 оцениваются в 1 балл по принципу «верно – неверно».
  • Оценка упражнений №1, 2 и 9 зависит от каждого правильно установленного соответствия. Поэтому школьник может получить от 0 до 4 баллов за первую задачу, от 0 до 5 – за вторую и от 0 до 6 – за третью.
  • Задание №32 (личное письмо) – наиболее дорогое, оно может принести до 10 баллов. При этом по критериям его «стоимость» распределена так: решение коммуникативной задачи и лексико-грамматическое оформление – по 3 пункта, организация текста, пунктуация и орфография – по 2 пункта. При наличии ошибок количество баллов снижается. Коммуникативная задача – главный критерий, если он не выполнен, то это автоматически приводит к оценке 0 за все задание.

По оцениванию устной части испытания ситуация такая:

  • Задание №1 может принести от 0 до 2 баллов. Оценка снижается за необоснованные паузы, неправильную интонацию и расстановку знаков препинания, фонетические ошибки, в том числе искажающие смысл.
  • Задание №2 предполагает 6 ответов, каждый оценивается в один пункт. Соответственно максимум здесь – 6 баллов. Балл не ставится, если не дан ответ на вопрос или он состоит всего из 1-2 слов, или из-за допущенных грубых лексических и грамматических ошибок нет возможности понять ответ.
  • Задание №3 (монолог) оценивается максимально в 7 баллов. Из них 3 – за решение коммуникативной задачи, по 2 – за организацию высказывания и его языковое оформление. За допущенные погрешности или недостаточное количество фраз в монологе отметка снижается. Если коммуникативная задача не решена, за все задание ставится 0.

Первичные баллы пересчитываются в стандартную оценку по такой схеме:

Количество первичных баллов

Итоговая отметка

0–28 2
29–45 3
46–57 4
58–68 5

Чтобы получить тройку, достаточно разобраться с заданиями, требующими краткого ответа. Высокая оценка доступна только тем, кто может справиться с задачами второго уровня, владеет диалогической и монологической речью и способен излагать свои мысли в письменном и устном виде. Зачислять в профильные языковые классы рекомендуют тех, кто набрал на ОГЭ не меньше 55 баллов, а это почти пятерка.

ОГЭ по английскому – весьма непростое испытание для школьников. Однако сейчас знание иностранных языков открывает многие двери, поэтому тем, кто ответственно планирует свое будущее, стоит потрудиться. Экзамен после 9 класса – хорошая проверка знаний, позволяющая сформировать эффективную образовательную траекторию, итогом которой станет сдача ЕГЭ и поступление в престижный вуз.

Автор статьи:

Материал обновлен: 30.01.2024 г.

Читайте далее

Отзывы и обсуждения